В ближайший год заканчивается срок полномочий действующего главы Ульяновска. В газетах и особенно в интернете развернулась активная дискуссия о будущих выборах нового градоначальника. Одни предлагают избирать его из числа депутатов Городской Думы, другие – за всенародные выборы, как и было раньше. О перспективах изменения структуры власти в Ульяновске говорит Председатель Совета регионального отделения партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» в Ульяновской области, депутат Законодательного Собрания региона Николай Доронин.

– Николай Петрович, в 2005-2006 годы в администрации губернатора вы в том числе отвечали и за реализацию реформы местного самоуправления и не понаслышке знаете особенности законодательства о муниципальной власти. Какие варианты развития событий возможны, на ваш взгляд?

– Действительно, сейчас идет много разговоров о том, как нам избирать главу города. Но почему-то обсуждаются не все варианты, предусмотренные законодательством. Напомню, что существует еще одна схема управления, о которой сегодня не вспоминают. Законом определены три возможных порядка избрания главы города.

Первый вариант: глава муниципального образования избирается населением на выборах и возглавляет местную администрацию (мэрию).

Второй вариант: глава муниципального образования избирается депутатами Городской Думы из своего состава и исполняет полномочия председателя Гордумы, а мэрией руководит глава администрации, назначаемой по результатам конкурса.

Третий вариант: глава муниципального образования избирается на выборах населением, после чего входит в состав Городской Думы с правом решающего голоса и исполняет полномочия ее председателя. В этом случае, как и во втором варианте, мэрией руководит профессиональный управленец, принятый по контракту.

– И какой же вариант, по-вашему, является оптимальным?

– Вопрос этот крайне важен. Особенно сейчас, в условиях финансово-экономического кризиса. Я считаю, выборы главы города должны проходить всенародно! Глава города является высшим должностным лицом муниципального образования. Он определяет стратегию развития городского хозяйства и должен нести персональную ответственность перед людьми за социально-экономическую ситуацию в областном центре.

В случае избрания главы города Думой из своего состава жители, участвуя только в выборах депутатов, не смогут предугадать, кто в итоге станет градоначальником. Однако депутат по округу и избранный глава муниципального образования – это совершенно разные должности, у них разные сферы полномочий. Депутат по округу – это, в первую очередь, тот, на кого люди, отдавшие ему голоса на выборах, рассчитывают в решении своих самых насущных вопросов. А от главы муниципального образования зависит судьба всего города.

Кроме того, можно предположить, что более половины депутатов пойдут в Думу с одной-единственной целью – стать главой города, и, не получив эту должность, скоро утратят интерес к повседневной работе.

Поэтому убежден: нельзя допустить, чтобы первое лицо города избиралось кулуарно, из числа депутатов Думы.

– Значит, остаются первая и третья схемы управления. Первая действует сегодня. Для реализации третьей необходимо вносить поправки в устав города…

– Да, правильно. Сегодня власть на всех уровнях вынуждена менять существующую систему управления, чтобы адаптировать к условиям кризиса, повысить эффективность ее работы.

К сожалению, далеко не всегда народный избранник, даже обладающий самыми положительными личными качествами, способен разобраться во всех вопросах обеспечения граждан теплом и горячей водой, коммунального и дорожного хозяйства, капитального ремонта и строительства многоквартирных домов… И эти проблемы в условиях кризиса при отсутствии достаточного финансирования будут только усугубляться! Согласно первой схеме, по закону главой муниципального образования может стать человек, даже не имеющий высшего образования, что уж там говорить об опыте управленческой и хозяйственной деятельности…

Уверен, что в помощь всенародно избранному главе города должен быть принят на конкурсной основе и опытный управленец – глава администрации, профессионально занимающийся текущими вопросами жизнеобеспечения муниципального образования.

Это третья схема управления городом, и ее я считаю единственно возможной в условиях кризиса. В последнее время она применяется все чаще, достаточно вспомнить такие областные центры, как Пермь, Брянск, Калининград, Тула и другие. Вариант, при котором городом руководит только глава муниципального образования, – это ошибка.

– А есть ли гарантии того, что нанятый управленец сможет решать проблемы города?

– Есть, и они прописаны в законодательстве. Избранный населением глава города подписывает контракт с главой администрации, прошедшим строго регламентированный конкурсный отбор. Требования к этой должности строго определены. Среди них – наличие высшего профессионального образования, стаж государственной (муниципальной) службы или работы на руководящей должности, знание соответствующей нормативной базы… Дополнительные критерии могут быть определены в ходе публичных слушаний и внесены в устав города.

Наверное, многие со мной согласятся: в выборах сегодня участвует все меньше профессиональных управленцев. Успешные бизнесмены и молодые талантливые специалисты не спешат идти во власть, так как понимают: выборная кампания – это огромные финансовые вложения. Участие в конкурсе же не предполагает затрат, потому сфера поиска независимых управленцев с новым, свежим взглядом на ситуацию в городе будет (по сравнению с выборами) значительно расширена.

Если назначенный специалист не справится со своими обязанностями, горожанам не придется ждать окончания срока его полномочий, как это происходит, когда должность выборная. Здесь отношения контрактные, четкие: не справился – уволен. Контракт может быть досрочно расторгнут на основании заявления главы города, а также Городской Думы или губернатора по решению суда или соглашению сторон.

Управление городом должно быть максимально эффективным, иначе мы просто не выкарабкаемся из этого кризиса. От местной власти мы сейчас должны требовать самого высокого уровня отдачи. Для этого нужны новые схемы управления. Проведу параллель: избранный президент страны – назначенный председатель правительства. Думаете, такое сравнение недопустимо? А я убежден, что требования к городской власти должны быть не менее высокими, чем к руководству страны.

– Много споров сейчас и о будущем Ульяновской Городской Думы. Полномочия ее депутатов заканчиваются, и возникает вопрос, как будут проходить следующие выборы: по одномандатным округам или по партийным спискам? Какова ваша позиция по этому вопросу?

– В послании Федеральному Собранию Дмитрий Медведев отметил, что необходимо усилить роль политических партий. Уже началось реформирование законодательства.

По инициативе «Справедливой России» в Государственной Думе принят в первом чтении законопроект, согласно которому не менее 50% депутатов представительных органов муниципальных районов, городских округов должны избираться по партийным спискам. Это позволит избежать образования однопартийных структур.

Уверен, что захвативший нашу страну кризис многим доказал, что отсутствие дискуссии во власти опасно. Думаю, и «Единая Россия» согласна с подобной позицией. Власть, полученная от народа, – это колоссальная ответственность. Вряд ли партия власти после случившегося в последнее время готова брать всю ответственность на себя.

Убежден, что выборы депутатов Городской Думы должны проходить по схеме: 50% – по партийным спискам, 50% – по одномандатным округам. Более того, порог прохождения партий в этот орган не должен превышать 5%, а то и 3%. Это обеспечит представительство во власти всех слоев населения.

– Совсем недавно предпринималась попытка провести референдум по вопросу о порядке избрания главы Ульяновска, итоги которого показали бы, что думают о системе управления муниципальным образованием сами его жители…

– Да, люди должны сами решать, какой должна быть власть в городе. Но давайте смотреть правде в глаза. В стране кризис. В Ульяновске стоят градообразующие предприятия, везде массовые сокращения, школы закрываются. И в это время мы собираемся потратить около 15 миллионов на проведение референдума! А если он не состоится? Чтобы результаты референдума были признаны действительными, нужно, чтобы в нем приняло участие не менее 50% избирателей, а положительное решение было бы принято, если и не менее половины проголосовали «за». А у нас на муниципальных выборах в Ульяновске явка редко когда превышала 25%!

И все же, думаю, стоит сказать спасибо инициаторам референдума за то, что привлекли внимание общественности к приближающимся выборам. К счастью, бессмысленных трат городу удалось избежать. Надеюсь, что произошедшее послужит уроком, и Городская Дума примет разумное решение о такой структуре управления Ульяновском, которая сможет эффективно противостоять кризису.

Беседовал Олег ВАСИЛЕНКО