Мэрия вплотную занялась проблемами наркомании и детского алкоголизма -на днях прошло очередное заседание городской комиссии по профилактике этих заболеваний. Значимость для власти данной проблемы подчеркивает тот факт, что во главе комиссии стоит вице-мэр Александр Букин.

Власти и специалисты-медики, занявшиеся проблемами подростковой алкогольной,наркотической и табачной зависимости в Ульяновске, пришли к удивительному и очень горькому выводу. Зачастую для того, чтобы уберечь или спасти ребенка от беды, не хватает желания родителей.

В прошлом году в городе начала действовать целевая программа под названием «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками на территории Ульяновска». Рассчитано действие разработанного в мэрии документа на два года. Цель, прописанная в программе, – сокращение масштабов незаконного потребления наркотиков на территории города к 2010 году по сравнению с 2006 годом на 11-14 процентов.

За небольшими на первый взгляд цифрами стоит серьезная ежедневная работа, в которую включились не только чиновники, но и представители правоохранительных органов и общественных организаций, а также психологи и медики.

– Особое место в городской целевой программе уделено работе с молодежью, – рассказывает первый заместитель главы Железнодорожного района Ульяновска Константин Битов. – Как минимум 45 процентов подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет мы должны охватить профилактическими мероприятиями.

Константин Битов руководит комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Железнодорожного района. Такие же комиссии работают на самом высоком уровне во всех районах Ульяновска -проводят совместные с милицией рейды по местам проведения досуга молодежи, профилактические беседы и лекции в школах, приглашают подростков на встречи с психологами, вовлекают молодежь в занятия спортом.

Индивидуальная работа проводится с подростками, замеченными в употреблении спиртного или наркотиков.

В конце прошлого года 72 несовершеннолетних из Железнодорожного района стояли на учете в областной наркологической больнице. Но круг подростков, попадающих под действие антинаркотическои кампании, гораздо шире: в комиссии по делам несовершеннолетних уверены, что лучше предупредить, чем потом лечить.

Работа с родителями – еще один важный аспект антинаркотическои кампании среди молодежи. Комиссии по делам несовершеннолетних берут на контроль семьи, в которых взрослые стоят на учете в наркологической больнице, чтобы защитить детей от пагубных привычек родителей.

Сейчас в Железнодорожном районе работа ведется со 119 семьями, находящимися в социально опасном положении. Впрочем, не меньшее внимание, уверен Битов, нужно уделять и общению с родителями во вроде бы благополучных семьях. Ведь после старта антинаркотической кампании среди молодежи взрослые о бедах своих детей стали узнавать от специалистов.

Об этой тревожной тенденции говорят и работники Областной клинической наркологической больницы. С января по март в школы, а с сентября по декабрь в средние специальные учебные заведения выезжают психиатры-наркологи. Их работа – пообщаться отдельно с каждым ребенком, выяснить, курит ли он, пробовал ли алкоголь или наркотики, и предложить свою помощь. Такой разговор может состояться только с согласия подростка – принуждать его на это, по закону, не имеют права. Кроме того, профосмотры в школах проходят только ученики 10-11 классов – ребенка до 16 лет специалисты не могут обследовать без разрешения родителей.

За прошлый год, рассказывает заместитель главного врача детско-подростковой наркологии Ульяновской областной клинической наркологической больницы Татьяна Токаренко, на профосмотрах наркологами было обследовано 9 тысяч 953 подростка. Выявлено 800 человек, злоупотребляющих алкоголем, и 1036 курящих. Употребляющих наркотики – всего один.

Такой результат легко объясним, говорит Токаренко: дети, употребляющие наркотики, почти не посещают школу, поэтому в профосмотрах не участвуют. А вот молодые курильщики и начинающие употреблять алкоголь школьники о своих вредных привычках медикам часто рассказывают без стеснения. Они не понимают, что пить и курить плохо, и считают это нормальным – по результатам наблюдений делает вывод Татьяна Токаренко. Зато родители, узнав о проводящихся в школах обследованиях, реагируют бурно, добавляет главврач наркологической больницы Борис Песков.

«На каком основании моего ребенка смотрит психиатр-нарколог?! Он что – наркоман?!» – пересказывает Борис Васильевич типичную реакцию взрослых. Между тем цель проводящихся осмотров – предупредить возможное развитие пагубных зависимостей, разъяснить ребенку их вред и обратить внимание взрослых на проблемы. Часто именно взрослые подталкивают ребенка попробовать вредный для него алкоголь.

– Одна девочка 16 лет говорит, что у нее строгие родители и что никогда даже интереса к алкоголю не возникало. А другая, такого же возраста, рассказывает, что пробовала и шампанское, и вино, и пиво. И наливали ей родители

– на праздники за семейным столом, -рассказывает Татьяна Токаренко. – Это неправильно. Позиция родителей «пусть лучше попробует не с друзьями, а со взрослыми» может привести к необратимым последствиям. До 20 лет организм оформляется и растет. И если подросток начинает употреблять алкоголь, зависимость формируется в пять-шесть раз быстрее, чем у взрослых. Ребенку достаточно трех-двенадцати месяцев, чтобы превратиться в алкоголика.

После профосмотров выявленным курящим и употребляющим алкоголь подросткам предлагают воспользоваться помощью специалистов. Происходит все это с сохранением врачебной тайны.

Большинство из тех детей, кто на советы врачей откликается, приходят с родителями. Вместе – ребенок, врачи и взрослые – находят выход из ситуации нарко- или алкозависимости.

К сожалению, говорят специалисты, пока еще не все взрослые понимают, что не медики могут поставить «клеймо» на судьбе подростка, а сами родители – невнимательностью, попустительством или просто безразличием к проблемам своего ребенка.

Лидия ЛЕОНИДОВА.