Редакция получила ответ из министерства экономики области на поставленный в одном из последних номеров «СК» вопрос читателей о том, почему с нового года с них стали взимать дополнительную плату за электроэнергию.

«Дополнительная электроэнергия мест общего пользования» – такую новую строчку в платежках за ЖК-услуги обнаружили в новом году многие ульяновцы. За электроэнергию в местах общего пользования с горожан, живущих в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, стали взимать деньги за семь киловатт-часов с человека в месяц. Из ответа минэконома следует, что делается это законно, в соответствии с приказом министерства, который был выпущен по представлению прокуратуры во исполнение Постановления правительства России «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Правда, приказ минэконома начал действовать еще с мая прошлого года, а новую строчку в платежках ульяновцы обнаружили только в новом году. Уточнений по этому моменту в ответе минэконома нет.

Вопросы к тому, из чего составляются коммунальные платежи, похоже, можно задавать бесконечно – докопаться до истины и получить простой и понятный расчет, чтобы стало ясно, насколько он соответствует реальным затратам коммунальных служб, от коммунальщиков и энергетиков невозможно.

Но как часто мы сами, а не коммунальщики, усложняем себе жизнь по крайне незначительным поводам.

Дом наш – обыкновенная пятиэтажка. Но если в каждой квартире – свой собственный мир, то на лестничных площадках и в подъезде – неизживаемые, видимо, никогда в постсоветском пространстве коммуналка и общежитие. А вместе с ними – мало понятные для непривычного человека порядки. Переехав в этот дом с год назад, мы почти в первый же вечер на новом месте познакомились с соседкой по лестничной клетке. После короткого приветствия она сообщила, что на площадке вот опять перегорела лампочка и пора сдавать деньги на новую сколько-то там рублей и копеек. Муж отреагировал категорически: сходил в магазин и за несколько десятков рублей купил не обычную лампочку (они, жаловалась соседка, чуть ли не каждую неделю перегорают), а, во-первых, экономичную, во-вторых, долгослужащую. На несколько месяцев о проблеме «да будет свет» удалось забыть.

Правда, через некоторое время обнаружилось, что тема эта очень сложная и для нашего подъезда крайне актуальная. Чтобы поменять лампочку на лестничной клетке, нужно договориться жильцам трех расположенных на площадке квартир. Но ведь существуют еще лампочки над входной дверью в подъезде и на площадке первого этажа, где нет квартир из-за занявшего весь этаж магазина. И их менять нужно всем подъездом сообща. Об этом нам поведала другая соседка, когда уже почти неделю ни над входом, ни на первом этаже лампочки не горели.

«Давайте скидываться, – сообщила она, – и решать, чья очередь лезть на табуретку и лампочку вкручивать». Решать не пришлось – муж опять сходил в магазин за экономичными и долгоиграющими лампочками. Потраченные деньги обещали вычесть из сдаваемых ежемесячно на уборку подъезда. В тот момент подумалось: хорошо, что мы не пытаемся мыть его в порядке очереди. «Да будет свет!» – смеялись мы тем вечером. Не до смеха стало, когда, открыв дверь квартиры, обнаружили, что ввернутая год назад на площадке лампочка потухла. Дверь закрыли и на требования соседей скинуться и залезть на табуретку в порядке очереди решили не реагировать.

Коммунальное безразличие, видимо, в человеческие привычки входит быстрее, чем коммунальные порядки.

Кстати, можно было бы не мучиться с этими мелочами, а потребовать от управляющей компании и мытья полов в подъезде, и замены лампочек – за содержание и ремонт жилья мы же им платим. Но для этого нужно опять-таки совершить невозможное договориться об общей позиции в вопросе всему подъезду.

Татьяна МИХАЙЛОВА