«У дедушки руки всегда были измазаны», -говорит Наталья Мешалкина. «В краске?» -уточняю я, представляя себе разноцветные руки художника. «Да нет, в печной золе, -смеется она. – Печку же все время надо было топить». Наталья Андреевна – внучка художника Дмитрия Архангельского. Она рассказывает о жизни дедушки в поселке Родники Московской области. Там художник прожил 39 лет. Ну а 45 лет его жизни прошли в родном Симбирске-Ульяновске. Наш город стал главной темой его творчества.
Акварельная летопись
«Наш город дал литературе Гончарова, Языкова, Минаева, Карамзина. Дмитрий Архангельский стал первым художником-летописцем Симбирска, он оставил потомству память о старом Симбирске в своих красочных, правдивых и живых акварелях», – этими словами научный секретарь Музея Ленинского мемориала Валентина Костягина открыла презентацию книги по материалам архива Архангельского «Живу и дышу родным городом». Книгу несколько лет готовили сотрудники Музея Мемориала. Наконец на прошлой неделе она вышла из типографии и была представлена общественности.
Валентина Костягина – составитель и ответственный редактор издания. Сам Архангельский, рассказывает она, не раз задумывался о том, чтобы написать книгу, рассказать в ней о своем жизненном и творческом пути, о людях, которые ему на этом пути встречались, об их судьбах. Художник даже составил план-схему такой книги под заголовком «Мой жизненный и творческий путь», который сохранился в его архиве. Но самой книги написать не успел, Ульяновские музейщики постарались максимально исполнить желание художника и при составлении книги отталкивались именно от его плана.
Получившаяся книга посвящена симбирскому-ульяновскому периоду жизни Архангельского. Состоит она из десяти частей, которые должны отразить разностороннюю натуру художника. Это биографическая информация, рассказ о «Симбирском объединении художников и учителей рисования» и общении Архангельского с другими его участниками. Целая часть под названием «Я счастлив, что его и моя судьба были рядом» посвящена важнейшей странице в жизни художника – его дружбе с Аркадием Пластовым. Молодым человеком Пластов сам выбрал в учителя Архангельского, и судьбы их оказались связаны навсегда. Работа Архангельского с детьми в качестве учителя рисования – еще одна часть книги. Кроме того, в нее включены разделы, посвященные краеведческим трудам художника, ленинской теме в его творчестве, увлечению археологией, его выставкам, общению с друзьями и последним годам жизни в Ульяновске. Основные материалы, вошедшие в книгу, – это письма художника и его корреспондентов.
Сам Архангельский и его жена, Пластов с супругой и их дети, а также многочисленные ученики и друзья говорят со страниц книги. Ее чтение ««увлекательнейшее занятие, ведь в письмах не только раскрыты подробности личной жизни художника, но и содержится множество любопытной информации о Симбирске-Ульяновске, так любимом Архангельским.
Бежал от репрессий?
Митя Архангельский появился на свет в Симбирске в 1885 году. С датой рождения его существует путаница. Во многих биографиях указывается, что родился художник 12 февраля по старому и 24 февраля по новому стилю. Но на самом деле появился на свет он 10 февраля по старому стилю, то есть 22-го – по новому. Хотя сам Архангельский почему-то для отсчета хода времени выбрал 23 февраля – именно в этот день он отмечал с близкими свое рождение.
Рисованием увлекся с детства. Когда пришла пора поступления в начальную школу, в летние каникулы он с матерью отправился записаться в число поступающих. А летом один из классов школы местный учитель рисования превращал в свою мастерскую. Увиденные там копии работ Айвазовского, да и вся обстановка произвели на мальчика неизгладимое впечатление. «…На столах я увидел несколько ящиков с красками и много, много кистей. Пахло лаком и краской. Этот запах мне очень понравился и полюбился. После посещения школы я стал усердно и часто пробовать рисовать», – пишет об этом он сам.
После окончания духовной семинарии Архангельский стал преподавать рисование в гимназиях, давал частные уроки. Участвовал в выставках в Симбирске. В первую мировую войну ушел на фронт. Вернулся, опять начал преподавать, занимался краеведением и историей архитектуры города, был автором серии гравюр, посвященных ленинским местам Симбирска.
Но в 1934 году родной и любимый город, старинные уголки которого художник сохранял на своих картинах, пришлось покинуть. Причины этого отъезда до конца не ясны. Его дочь Гали (в советских документах ее имя было переделано в более привычное «Галина») в воспоминаниях пишет, что Наркомпрос предложил отцу на выбор три места работы: «Москва, Ясная Поляна и школа-колония «Бодрая жизнь» им. Шацкого в селе Обнинское Калужской области. Дмитрий Иванович сам. выбрал школу им. Шацкого, разузнав о ней подробно и решив, что это именно то, что ему нужно». К началу учебного года Архангельский с женой и жившей у них внучкой переехали в Обнинское. Отъезд, вспоминает Гали, был спешным: «Взяли с собой только самые необходимые вещи, книги, работы и часть фарфора. Остальное все буквально бросили…». Возможно, такая спешка объяснялась боязнью репрессий. 30-е годы прошлого века были опасным для интеллигенции временем. А одного из знакомых художника тогда арестовали и осудили на шесть лет лагерей «за частые контрреволюционные разговоры». В любом случае расставание с родным городом было для Архангельского непростым. «Ульяновск, Волга и наш дом – это наша тайная рана, незаживающая. Но с этим покончено», – пишет жена художника Надежда Пластовым уже в 1951 году.
И в Обнинском, и в поселке Родники Московской области, куда Архангельские переехали в 1941 году, художник постоянно вспоминал Ульяновск и посвящал ему свои работы. «Я с головой ушел в тему «Симбирск». Как хорошо по нему «путешествовать», ведь у меня огромный материал. Вот что значит жадность художника-коллекционера! Работаю упорно и с радостью, словно я и не уезжал никуда из милого Симбирска», – писал он. В другом письме 1960 года – опять о родном городе: «На днях я прочитал в газете «Ульяновская правда», что центр Ульяновска будет менять свой облик и поэтому многое будет снесено. Вот сейчас мне стало видно, как хорошо, что у меня накоплен большой и характерный материал по старому Симбирску. Сейчас я снова усиленно взялся за эту тему». Друзья художника в те годы с письмами получали от него «акварельные приветы» – небольшие зарисовки с видами любимого города.
Пластовы присылали валенки
Жизнь в Родниках для художника оказалась непростой, рассказывает Наталья Мешал-кина. Внучка Архангельского приехала в Ульяновск из Родников на презентацию посвященной ему книги. Вообще же с сотрудниками Музея Мемориала Наталья Андреевна знакома уже несколько лет. К архиву художника, который хранится у нее, интерес проявляли многие музеи. Но работники большинства из них на вопрос, что будет с материалами, отвечали, что архив отправится лежать в фондах. В Ульяновске же с материалами собирались скрупулезно работать. Поэтому Мешалкина приняла решение передать работы художника, документы, письма и многое другое именно в наш город. Сама же она может многое рассказать о жизни дедушки.
В детстве Наталья с родителями также жила в Родниках недалеко от домика, где поселились Дмитрий и Надежда Архангельские. В 1962 году Надежда умерла. После похорон внучка пришла к дедушке, легла на кушетку бабушки и разревелась. А мама ей сказала: «Ну, теперь ты дедушку не бросишь». С тех пор Наталья поселилась вместе с Дмитрием Ивановичем.
Домик у художника был крошечный: кухонька и одна комната. Даже без мастерской. В комнате вдоль стены стояли стеллаж для книг и картин, кровать и стол у окна, на котором художник и работал. На день рождения Архангельского приезжало очень много гостей. И гостили они партиями: одни гуляют, другие сидят в доме. Правда, когда родственники и знакомые рассматривали зарисовки Дмитрия Ивановича, сделанные внутри домика, смеялись. Он рисовал кухоньку и комнату с разных точек, и выходило, будто в доме комнат десять.
Еще домик был старый, приходилось постоянно топить печку. Поэтому и руки у художника были в золе. А ходил он в шерстяных носках и валенках, присланных Пластовыми из Прислонихи. Как-то приезжали с телевидения снимать Дмитрия Ивановича. Пришлось предварительно всю проводку в доме переделывать – чтобы она выдержала осветительные приборы. Правда, пока запись делали, прожекторы все равно потухли.
Много лет дочь художника Нона и внучка Наталья ходили по разным инстанциям, чтобы ему дали другое жилье. Сам Архангельский, к счастью, об этих трудностях не знал. Наконец выделили двухкомнатную квартиру в старом доме. Переезд состоялся уже в декабре. Той зимой еще в старом домике Дмитрий Иванович сильно простудился. И в новом доме он долго еще ходил в телогрейке и валенках, пока не отогрелся. А однажды случилось страшное, вспоминает Мешалкина. Архангельский не пользовался газом, а тут Наталья отлучилась, и он зажег плиту и случайно подпалил одежду на спине. С тех пор газ Дмитрий Иванович не зажигал. Достал электрическую плитку, привезенную в Родники еще из Ульяновска, и пользовался ею.
Дожил художник до 94 лет. Умер он 13 января 1980 года. Похоронив Дмитрия Ивановича, близкие решили, что будут собираться и вспоминать его не в день смерти, а в день рождения. И до сих пор 23 февраля к Наталье Мешалкиной приезжают люди, помнящие ее дедушку. А 125-летие художника, которое будет отмечаться в следующем году, уже планируют отпраздновать в нашем городе.
Лидия ПЕХТЕРЕВА.