Прослыть чудаком в наше время проще простого. Надо всего лишь уметь без страховки зимой вскарабкаться на маковку церкви, чтобы прибить к ней крест. А ещё можно дать отпор шести бугаям, обижающим беспомощную старушку. Допускается также ежедневное кормление бездомных бродяг, кои воруют у тебя имущество. И, наконец, желательно всегда говорить то, что думаешь, даже если правда кому-то не нравится.

“Я никому не хочу нравиться, кроме Бога”, – говорит настоятель барышского храма Святой Троицы отец Игорь. В миру Игорь Эдуардович Ваховский, потомственный питерский интеллигент, бывший ракетчик и кандидат в мастера спорта по боксу, отец Игорь уже третий десяток лет служит священником. И это он лазает по верхотурам, сражается с хулиганами и кормит бомжей.

НА КРИЗИСЕ ПОСТАВИМ КРЕСТ

В меру сил борется отец Игорь и с мировым кризисом, нанимая на работу народ из числа сокращённых и неприкаянных личностей, поименованных выше “бомжами”. Каждый из шестидесяти рабочих имеет твёрдый ежемесячный заработок в 3-4 тысячи рублей плюс бесплатная кормёжка. Впрочем, кормятся при храме не только лишь рабочие, а и все страждущие – здесь никому в столе не откажут. Правда, недавно один такой, благочинный с виду, подъедалец в благодарность за трапезы спёр телевизор из богадельни. Отец Игорь простил заблудшую душу, но от уголовной ответственности не освободил. Хотя одно его слово избавило бы воришку от нар. “А завтра он пойдет и обворует ещё кого-нибудь, хорошо, если при этом не убьёт”, – объясняет своё решение священник. И добавляет: “Кризис, он ведь не только финансовый, но и прежде всего духовный – вот что первично”.

ДОБРО ДОЛЖНО БЫТЬ С КУЛАКАМИ

Добро должно быть с кулаками. Отец Игорь считает так же. Нет, схлопотав сам, он по-христиански, возможно, и подставит другую щёку. Но когда на твоих глазах натурально глумятся над беззащитными, евангельские постулаты уступают место общечеловеческим понятиям.

Одну из постоялиц богадельни при храме отец Игорь привёл сюда за руку. Бедную бабульку терроризировали собственные дети и внуки. Отпрыски сперва пропили её квартиру, а потом стали гонять старушку на принудительные работы. Сутуленькая старушечка днями простаивала на улице с протянутой рукой, а вечером благодарные потомки снимали кассу. Видевшие это обратились к настоятелю Свято-Троицкого храма. Тот взял бабушку под опеку. А вскоре к дверям дома престарелых подкатила делегация в составе шести молодых мордоворотов, потребовавших вернуть бабку (пить-то стало не на что). Увещевания отца Игоря не вторгаться в богоугодное заведение успеха не возымели. Полупьяные гости стали ломиться в двери. Эх, знать бы им заранее, что смиренный поп выиграл десятки соревнований по боксу и до сих пор способен наносить восемь ударов в секунду…

ГОРДЫНЯ – ГРЕХ, НО ГОРДОСТЬ – НЕ ПОРОК

Было бы чем гордиться. Отцу Игорю есть чем. Сам-то он говорит об этом сдержанно, как, впрочем, и подобает священнику. Вот, к примеру, рассказал он мне, как построил четыре моста, и тут же оговорился, что, мол, все они к храмам ведут, а не просто поставлены абы где. Однако и в прочих местах силами прихожан сделано немало: детские площадки, городки, спортклуб, где, кстати, воспитываются в числе прочих и будущие чемпионы по боксу.

Более всего гордится батюшка, конечно же, храмом. Изгнав из церкви, построенной 250 лет назад, винный магазин, в 1991-м он довёл её архитектуру до нынешнего вида. Соорудив несколько пристроев, отец Игорь с удовольствием, и не без гордости, показывает их:

– Вот, извольте взглянуть -придел для обрядов Крещения и Венчания. Отдельный! Такого больше нет во всей Епархии. Видите, крестящиеся и венчающиеся входят через отдельный вход – в отдельное же помещение, никому не мешая, и им никто не мешает.

А уж как гордится отец Игорь внутренним убранством церкви. Иконы, говорит, собраны из 34-х российских храмов, есть даже образа из храма графов Толстых. И уж совсем с придыханием молвит батюшка о том, что несколько – вышитых! – икон изготовила матушка его, то бишь супруга.

– А вот глядите-ка! – продолжает настоятель. – Это ж девочка одна стены расписывала! А вы, небось, подумали, что какой-нибудь спец бородатый рисовал. Был тут один академик. Хороший художник… но плут! И как только выяснилось, что он нечист на руку, пришлось отказаться от его услуг. Тут-то и обнаружилось, что среди прихожан есть иконописцы.

Жаль только, сетует отец Игорь, иконы быстро коптятся. Нынешние свечи, говорит он – сущий ужас.

“ЧУДАК”-ОТ СЛОВА “ЧУДО”

В чудеса отец Игорь не верит. Вера, считает он, суть иного порядка.

– С неба ничего не падает, -вздыхает батюшка. – И если кто-то считает меня чудаком за то лишь, что я ремонтирую храмы – пускай считают. Вот в селе Мордовская Темрязань, у нас в районе, церковь есть полуразрушенная. Мне говорят: «В деревне-то человек 60 от силы живут, а ты восстанавливаешь развалины…». Для меня это не развалины – храм Божий! Для начала мы там двери повесили и на них замки – стало быть, пачкать внутри не будут. Уже слава Богу. Теперь бы денег на купол найти… Может быть, кто-то и поможет…

Вот такие чудеса. Вот такие чудаки. Об отце Игоре писать можно много. Про то, как ему половину бедра хирурги оттяпали, когда ему ногу взрывом при запуске ракеты раскрошило; про то, как он лично, на тракторе Т-150, сносил особняк, незаконно воздвигнутый на территории храма; про то, как он отбивался от ФСБ – после того, как один борзописец взял да и выдумал, будто отец Игорь укрывает в богадельне… чеченских боевиков.

Надо сказать, мы видели “укрывающихся”. Целых девять человек. Правда, предстали они нам в образе девяти ветхих старушек, младшей из которых недавно восемьдесят два стукнуло. «Чудо-человек – наш батюшка, сам три года в одних штанах ходит, а нас в сытости да тепле держит, и даже медсестра у нас есть!» – молвили обитатели богадельни и потянулись на обед в трапезную.