Повышая тарифы на коммунальные услуги, власть Е повторяет как заклинание: надо ставить приборы учета, надо экономить ресурсы. Люди и сами давно поняли выгоду от экономии: в начале 2000-х годов они в массовом порядке устанавливали приборы учета воды, теперь, когда завершается период их эксплуатации, массово же их меняют. Но опыт показывает, что экономить в наших условиях -дело хлопотное и накладное. Создается ощущение, что бюрократия в системе ЖКХ не только не помогает людям беречь ресурсы, а, наоборот, всячески этому препятствует.

Во время очередного похода в филиал РИЦ, чтобы заплатить за квартиру, я узнал, что настало время для поверки счетчика горячей воды. Меня предупредила об этом бухгалтер РИЦ: у них в компьютере есть информация о времени установки счетчика. Не стоит себя упрекать, подумал я: голова – не компьютер, всего не упомнишь, хотя могли бы предупредить за месяц-другой, раз у них данные под рукой. Со всеми вопросами меня направили в домоуправляющую компанию (ДУК) Ленинского района на улице Марата, 3.

Первый визит в ДУК понадобился только для того, чтобы узнать, что заявки на установку и опломбировку счетчиков принимаются только два раза в неделю, в понедельник и среду, и день был неприемный. Во время второго визита мне предложили услугу по замене счетчика на новый с опломбировкой. Но мне захотелось дать счетчику шанс: отнести его на поверку, как требует изготовитель, потом поставить обратно, и пусть служит дальше, он ведь крутился всего четыре года, хотя по паспорту рассчитан на 12 лет службы. Между делом, решил я, буду записывать все, с чем столкнусь на этом законном пути, чтобы потом поведать свои приключения читателям «СК».

Деньги на ветер

Работница ДУК удивилась моему решению и отправила меня в кассу – платить за распломбировку. Сумма в 143 рубля 40 копеек за то, что человек из ДУК придет ко мне домой, сорвет пломбу и напишет акт, показалась мне не совсем… справедливой, что ли. Тем более что когда-то, еще во времена «Городской управляющей компании», пломбу на счетчик мне, помнится, поставили вообще бесплатно.

Сотрудник Ленинской ДУК Анатолий Кузьмин пришел через шесть дней после приема заявки и сделал именно это: сорвал пломбу и составил акт распломбировки. При этом он сказал, что ему тоже недосуг лишний раз ехать по вызову, ведь придется приезжать вторично – чтобы поставить пломбу на вновь установленный счетчик. Тогда же он высказал мысль: почему бы Расчетно-информационному центру автоматически не брать за воду по утвержденным нормам после того, как наступит время поверки или замены прибора? Тогда не пришлось бы связываться с распломбировкой. Разумеется, РИЦ должен при этом предупредить жильца за пару месяцев до наступления этого срока, чтобы тот побеспокоился о поверке или замене прибора.

Очень здравая мысль, думал я, пока нес акт распломбировки в РИЦ. Каково же было мое удивление, когда над окном бухгалтера я увидел объявление: «При нарушении опломбировки, выходе из строя счетчиков, а также по истечении срока опломбировки по актам допуска в эксплуатацию счетчиков плата за воду, газ и свет автоматически будет производиться по установленным нормативным тарифам». Вот те на! Так с меня уже берут по нормативу? Зачем тогда лишняя операция? Получается, я выкинул 143 рубля на ветер. Ведь мог бы и сам изящным движением кусачек сорвать пломбу, да еще и получить от этого жестокое удовольствие, причем совершенно бесплатно. РИЦ и ДУК не могут между собой договориться, а я за это – плати?

«Вы же сами проявили инициативу: ни одного заявления на распломбировку счетчика как отдельную услугу мы до вас не принимали, вы первый», – заявил директор УМУП ЖКХ Ленинского района Юрий Чувилов (еще недавно он был главным инженером этого муниципального предприятия, даже табличка на двери осталась, потом оно раздвоилось на УМУП и частную ДУК, большая часть домов, включая мой, перешла в ведение ДУК, директор УМУП стал гендиректором ДУК, главный инженер – директором УМУП, оба продолжают сидеть в своих кабинетах при одной и той же секретарше, инженерные и экономические службы работают на обе компании, видимой конкуренции не наблюдается, и кому это все было нужно, непонятно).

Итак, моя инициатива оказалась наказуемой. Короче, надо было самому рвать пломбу без оглядки на чиновников. Единственная польза от акта распломбировки – последнее показание счетчика было учтено при перерасчете платы за воду. Но с таким же успехом я мог предъявить РИЦ и сам прибор после его демонтажа. Или сообщить по телефону (или электронной почте, если бы такая у них была) последнее показание прибора, а если бы мне не поверили, то это уже их проблема. В соответствии с Постановлением правительства РФ №307 от 26 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» поставщик услуги может проверять показания счетчиков хоть по два раза в год.

Кстати, в этом Постановлении я обнаружил еще один интересный пункт 32, который гласит: пока идет ремонт, замена или поверка прибора учета (вплоть до 30 календарных дней), объем потребленного ресурса в этот период определяется как среднемесячный, высчитанный за последние 6 месяцев работы прибора, а если прибор «моложе», то за фактический период его работы. И если РИЦ в любом из этих случаев берет плату по нормативному тарифу, то он нарушает 307-е постановление правительства. Так что – требую перерасчета!

Суровая поверка

Осторожно сняв счетчик и поставив вместо него гибкий шланг, я понес прибор на поверку в Ульяновский центр стандартизации, метрологии и сертификации (УЦСМ) на улице Урицкого, 13. За эту услугу с меня взяли 232 рубля 08 копеек, предупредив: нет никаких гарантий, что прибор успешно пройдет поверку.

Забегая вперед, скажу: по данным УЦСМ, не менее 70 процентов водосчетчиков бракуется при первой поверке. Умный народ давно понял, что нести счетчик в Центр метрологии – себе дороже выйдет, поэтому люди сразу покупают новые приборы. Хотя, конечно, можно рискнуть и попробовать попасть в 30 процентов счастливчиков, успешно прошедших поверку, хотя и в этом случае выгода невелика: новый водосчетчик можно купить за 360 рублей, поэтому выигрыш (360 руб. – 232 руб. = 158 руб.) относительно невелик -с учетом времени, потраченного на поездку в УЦСМ.

Поверка водосчетчиков производится на так называемой проливной установке по стандартной методике. Весь цикл поверки занимает около часа. Инженер-метролог УЦСМ Леонид Иванов рассказал, как это делается. Сначала производится внешний осмотр. Если прибор имеет видимые повреждения, он сразу бракуется. Оказывается, есть такие умельцы, которые сверлят дырочку в корпусе прибора и блокируют счетный механизм. У нас такой трюк вполне может сработать (например, ко мне за четыре года ни разу не приходили, чтобы проверить показания счетчиков). Во вторую очередь производится проверка на герметичность: прибор должен выдержать подачу воды под давлением, не дав течи и не запотев.

Основной этап поверки – определение погрешности прибора в трех режимах: минимального, переходного и номинального расхода воды (соответственно, 30,150 и 1500 литров в час). Вода прогоняется по замкнутому циклу, показания прибора автоматически сравниваются с эталоном, компьютерная программа вычисляет погрешности. Если ошибка хотя бы в одном из режимов превышает предельно допустимую – все, прибор можно выбрасывать. Тогда вам дадут зловещего вида бумагу под названием «Извещение о непригодности к применению» – своего рода свидетельство о смерти счетчика. Получив эту бумагу, некоторые люди начинают биться в истерике и требовать деньги обратно. «Эти клиенты не понимают, что мы берем плату за работу по метрологическому испытанию прибора, а не за то, чтобы поставить клеймо годности», – говорит Леонид Иванов.

Перед испытанием добросовестный метролог даст прибору шанс: почистит его щеткой, удаляя налет, ржавчину и прочую грязь (по идее, это должен был бы сделать сам клиент). Оказывается, простой чисткой можно убрать до трех процентов погрешности. В случае высокоточных приборов применяется многократный пролив, но бытовой водосчетчик к таким не относится. А если в итоге окажется, что измеренная погрешность отклоняется от допустимых значений всего на несколько десятых процента? На одну десятую? «Поверитель не имеет права на собственное мнение, – отвечает Иванов.

– Мы руководствуемся нормативными документами. Когда речь идет об измерении погрешностей, действует правило: нельзя быть немножко беременной».

Мой счетчик испытали в течение одного рабочего дня. Я не попал в разряд счастливчиков: прибор врал на минимальном расходе. Значит, прощай, мой экономный товарищ!

По словам начальника отдела теплотехнических измерений УЦСМ Дениса Злотова, Центр внедряет услугу поверки счетчиков на дому: по заявке к вам приедут специалисты с переносной проливной установкой и компьютером-ноутбуком, за час работы возьмут 152 рубля без НДС. Удобство в том, что не нужно демонтировать счетчик, но напор воды в трубах должен быть достаточным для того, чтобы в разумное время прокачать полтора куба воды (номинальный режим расхода).

Сергей ГОГИН.

(Продолжение – в следующем, четверговом, номере «СК». Во второй части статьи читайте о том, почему большинство водосчетчиков не выдерживают первой поверки, сколько дней уходит на ожидание сантехника, чем лицензированный сантехник хуже «чайника» и во сколько обойдется простая замена счетчика на новый.)