В прессе появляются сообщения, что городская власть ведет переговоры с Волжской ТГК по поводу передачи своих сетей и теплоснабжающих предприятий большим энергетикам. Два года назад этот же вопрос уже стоял на повестке дня, но тогда город не отдал свои активы. Что изменилось? Этот вопрос мы адресовали заместителю мэра Ульяновска по ЖКХ Владимиру Егорову (на снимке).

– Экономическая ситуация изменилась, законы. Изменилась, на мой взгляд, сама ВоТГК: ее стиль работы, идеология, отношения с партнерами, – говорит Владимир Николаевич. – Года три назад между городом и ВоТГК разворачивались полувоенные действия: были отключения горячего водоснабжения и тепла в отопительный сезон…

В 2008 году мы наладили конструктивные партнерские отношения. Совместными действиями Гортеплосервиса и ВоТГК удалось улучшить схему теплоснабжения и гидравлический режим в правобережье. В квартирах тепло, и дело не только в том, что зима теплая. И в такую зиму можно заморозить население.

Сегодня стоит задача оптимизировать систему теплоснабжения, убрать лишние затраты, лишние звенья, уйти от практики накопления долга и при этом обеспечить услугу надлежащего качества.

– Существует схема, которая предполагала бы баланс интересов больших энергетиков, городской власти, населения?..

– Впервые интеграция муниципальных активов и активов ВоТГК была осуществлена в Оренбурге. Муниципальные тепловые сети, котельные, более сотни ЦТП там сначала на одиннадцать месяцев передали в аренду Волжской ТГК. В счет арендной платы была проведена паспортизация имущества, оформлено право собственности. На момент создания единой компании, а это 2005 год, текущий долг города перед энергетиками составлял порядка 250 миллионов рублей. Около 150 миллионов – взыскали, а остальные предприятие записало себе в убытки, которые покрывало за счет будущих доходов.

Сергей Николаевич Ермаков инициировал поездку в Оренбург, чтобы мы могли сами посмотреть, что у них получилось. Мы говорили не только с представителями ВоТГК, но и с главой города, со специалистами Комитета ЖКХ. Все довольны результатом: имущество как было муниципальным, так и осталось, его не продали, а передали в аренду на двадцать лет. Большая часть арендной платы идет на капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию муниципальных активов. А раз идет вложение денег -имущество города становится дороже. Это то, к чему и нужно стремиться.

– Неужели только за счет объединения достигнут такой эффект? Может быть, дело еще в том, что ВоТГК подняла расценки на услугу?

– Результат достигнут за счет оптимизации всей системы теплоснабжения. Когда все активы в одних руках, можно оценить, насколько эффективно выстроена их работа. Часть нерентабельных котельных в Оренбурге вывели из схемы, и дома перевели на сети ВоТГК. Где-то наоборот – переключили нагрузку на котельные.

Я поинтересовался, какой конечный тариф для населения в Оренбурге. У нас стоимость гигакалории на 100-150 рублей выше, чем там.

Сейчас основная задача тепловиков: факт потребления максимально приблизить к факту оплаты. Для этого не нужно поднимать тариф, нужно выстроить схему контроля за потреблением ресурса, чтобы не сгорали деньги впустую, как это происходит в домах с двухтрубной системой, когда температура воды, циркулирующей по трубам ГВС, значительно выше, чем нужно по нормативу. В таких домах необходимо ставить не только счетчики, но и регулирующие системы.

– Этим будет заниматься ВоТГК?

– Единая теплоснабжающая компания, которую планируется создать, однозначно будет заинтересована в установке приборов учета и регулирования. Кроме того, есть городская программа, по которой до 2011 года во всех домах

должны быть установлены счетчики. Нужно входить в нормативное потребление теплоресурсов. Без этого проблема выпадающих доходов не решится. Приборы необходимы, чтобы увидеть проблему и вылечить ее.

– Население опасается, что ВоТГК, получив городские сети, начнет из горожан вытрясать деньги. И тут уж мэр в стороне, депутаты -тоже… Вот, дескать, и вся оптимизация.

– Нет ВоТГК смысла взыскивать все потери с населения. Невыгодно предъявлять к оплате суммы, которые никогда не будут оплачены реальными деньгами. Сейчас другое время: в качестве рычага воздействия никто не будет использовать отключение тепла, горячей воды.

– Владимир Николаевич, а вы сами уверены в том, что все получится во благо?

– Если сформировать прозрачную схему оплаты арендных платежей, контроля за муниципальным имуществом, то все будет нормально. Есть, конечно, и негативные примеры, когда муниципальное имущество брали в аренду, а потом сбрасывали окончательно убитым. Но оренбургский опыт позволяет избежать ошибок. Там внедрена хорошая схема.

Есть ведь еще один важный ‘момент: в Оренбурге все тепловые дела выведены из компетенции управляющих компаний. У нас сейчас практически все УК – банкроты, причем только по одной причине – в связи с куплей и продажей тепловой энергии. Если избавить их от этой обузы, они смогут нормально работать, развиваться, конкурировать.

– И все-таки общественность наверняка будет гудеть, что муниципалитет распродает свое имущество…

– Без оппонентов ни одно дело не делается. Вполне возможно, что часть имущества мы продадим. Но в целом речь идет не о продаже, а о сдаче в аренду.

Создание единой компании – это закономерный шаг. К 2010 году у нас совсем не должно быть муниципальных предприятий в сфере ЖКХ. В противном случае нам будет отказано в финансировании капитального ремонта жилого фонда за счет федеральных средств. Настало время, когда необходимо принимать решение. И ВоТГК – неплохой для нас вариант. Есть ведь и московские компании, которые делают нам аналогичные предложения. ВоТГК хороша тем, что это фактически здешняя компания: у нее в Ульяновске свои станции, свои сети…

– … и голова в Самаре. Многих ведь это волнует.

– Мы обсуждаем сейчас возможность создания именно городской компании со своим расчетным счетом. И есть заверения первых лиц ВоТГК, что это вполне приемлемый вариант.

Записала Татьяна ТОМИНА