C 1 марта в аптеках города прекратили отпуск лекарств без рецепта.

– Вот это – в свободной продаже, – говорит аптекарь, показывая на витрину с пастилками и леденцами против кашля, а все остальное – только по рецепту врача.

Возмущению горожан нет предела. Без рецепта не продают даже валокордин и корвалол, обезболивающие препараты, глазные капли… В число «непроходных», по некоторым данным, попало свыше семидесяти процентов лекарственных препаратов.

Аптекари стоят насмерть: идите к врачу. Но некоторые пока еще откликаются на мольбы клиентов: продают лекарства украдкой, оглядываясь на дверь, и просят тут же спрятать препарат в сумку – боятся проверяющих, которые якобы уже пошли по точкам с рейдами.

Особенно страдают инвалиды, которые годами принимают одни и те же препараты и для которых визит в поликлинику, особенно сейчас, в пору подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ, равнозначен катастрофе.

Во что начавшаяся кампания выльется для лечебных учреждений, трудно даже представить. Заработки врачей и медсестер последние месяцы падают, наплыв пациентов увеличивается в связи с сезонными заболеваниями. А в ближайшие месяцы на поликлиники накатит целая лавина жаждущих рецептов.

На все вопросы фармацевты отвечают своим клиентам стандартной фразой: «Приказ министерства». Как выяснилось, большинство не сомневается, что имеется в виду региональный минздрав – народ живет в предвкушении новых сюрпризов местной оптимизации.

Оказалось, нет. На этот раз выстрелили приказы еще министра Зурабова. В частности, от 2005 года «Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача». Но извлек из полного забвения зурабовский документ, как выяснилось, федеральный Росздравнадзор.

Исполняющая обязанности заместителя генерального директора АО «УльяновскФармация» Светлана Сорокина сказала «СК», что федеральное ведомство разослало по регионам письма с уведомлением о том, что с 1 марта Росздравнадзор приступает к осуществлению контроля за отпуском лекарственных средств в соответствии с приказами федерального Минздрава.

Рейды будут плановые и внеплановые, не исключено, что в форме контрольных закупок. Минимальный штраф, который грозит фармацевтам в случае, если нарушение будет выявлено, составит 40 тысяч рублей.

Росздравнадзор мотивирует свою инициативу необходимостью противодействовать использованию лекарств в качестве заменителя наркотика и необходимостью соблюдать федеральное законодательство.

Непонятно, почему соблюдением постановлений экс-министра Зурабова озаботились так вдруг, почему как минимум три года их просто игнорировали. И всех это устраивало. Ни один источник не дает по этому поводу хоть сколько-нибудь толкового разъяснения. По одной из версий, дело в том, что до сих пор Росздравнадзор был сильно занят контролем за обеспечением лекарствами льготников. А теперь, когда с льготниками якобы все хорошо, можно и по другим направлениям налаживать контроль.

То, что происходит и происходило последние годы в сфере обеспечения лекарствами, иначе как бардаком не назовешь. Теперь будет бардак в кубе.

В Ульяновске все проходит по особо жесткому варианту. Новость буквально обрушили на головы горожан. И сделали это аптекари. На них, в свою очередь, изливается народный гнев.

Как следует из сообщений СМИ, которые сейчас активно обсуждают эту тему, в Нижнем Новгороде на нововведение горячо отреагировали: и губернатор, и общественная палата обратились в федеральный центр с требованием разъяснить ситуацию и выработать механизм действия, который защитил бы население.

В Оренбурге намечена большая пресс-конференция с первыми лицами регионального здравоохранения. Все говорят о необходимости подготовительной и разъяснительной работы.

Власть Ульяновской области тихо отошла в сторону. Паника среди населения нарастает. Никто толком не может понять, что происходит. Вопросов – масса.

На некоторые из них по просьбе «СК» коротко ответила Светлана Сорокина. Итак, идти в поликлиники за рецептами пока все-таки придется. Люди, страдающие хроническими заболеваниями, получат, по словам Сорокиной, рецепт сразу на год. Фармацевты на нем будут ставить отметку о количестве выданного препарата. Если назначение сделал узкий специалист, например, офтальмолог, то за рецептом к нему идти не обязательно, выписать препарат может и терапевт. Но! Это возможно только в том случае, если есть запись в карточке. Причем речь не только о наименовании лекарства, но и о длительности курса. Нет этого – надо идти к узкому специалисту. А к ним в большинстве поликлиник запись с шести утра. И количество талончиков ограничено.

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА