(Продолжение. Начало в «СК» от 7.03.2009 г.) В начале 2000-х годов люди в массовом порядке устанавливали приборы учета воды, теперь же, когда завершается период их эксплуатации, массово их меняют. Но опыт показывает, что экономить в наших условиях – дело хлопотное и накладное. В первой части статьи автор рассказал о том, как выбросил 143 рубля за бессмысленную распломбировку счетчика, о том, как этот счетчик не прошел поверку в Центре стандартизации и метрологии, и о том, как вообще происходит поверка приборов учета в этом Центре.

И мы это пьем?!

Безвременно ушедший от меня счетчик СВК 10-3 производства Арзамасского приборостроительного завода, судя по паспорту, был рассчитан на 12 лет службы и мог пройти две поверки. Но не выдержал и первой.

Почему?

Звоню на завод-изготовитель. У главного конструктора по расходометрии Сергея Фроликова объяснение одно: из-за качества воды в сетях. Принцип работы бытовых водомеров, независимо от производителя, одинаков: вода вращает крыльчатку, которая через герметичную перегородку связана магнитной связью со счетным механизмом.

«Вы замечали, после ремонта из труб идет черт те что: грязь, ржавчина, окалина… Все это попадает на магнит, его клинит, говорит Фроликов. – После запуска водоснабжения гидроудар может вывести счетчик из строя. По-хорошему, надо года через три счетчик менять, но заставить людей покупать новый мы не вправе. Отремонтировать и поверить? Затраты соизмеримы с покупкой нового. Мы этот вопрос обсуждали на разных совещаниях по энергосбережению. Предлагалось даже создать сеть приема старых водосчетчиков, все-таки у них корпус латунный, и отпускать людям новые приборы за вычетом стоимости сданного. Но кто же по нескольку штук будет на завод возить?» То, что состояние подводящих сетей в российских городах удручающее, известно давно. Если «Водоканал» нас регулярно убеждает, что на входе в сети вода соответствует всем ГОСТам, то откуда в чайнике образуется противный коричневый налет уже после двух-трех кипячений?

«Вода может быть прекрасно подготовлена, но по пути к потребителю она собирает все, что есть в трубах, и никакие фильтры не спасают», – говорит инженер-метролог УЦСМ Леонид Иванов. «А коммуникации из-за чего засорены? – не соглашается директор УМУП ЖКХ Ленинского района Юрий Чувилов и достает из шкафа пластиковую бутылку с оранжево-коричневого цвета жидкостью. – Это вода с улицы Ипподромной, зачастую такое там идет из крана. Мы воду не очищаем, нам ее должны очищенную подавать». Чувилов достает кусок трубы, внутри которой почти нет просвета из-за накипи: «Трубы менялись два года назад, и уже – все в наростах. При том, что фильтры в домах ежегодно чистятся».

Это мы, «чайники»… За 350 рублей я приобрел новый счетчик, предварительно измерив его длину в сборе со штуцерами – чтобы без лишних проблем потом поставить его на место. Но перед этим я решил пригласить сантехников: напор горячей воды на кухне был слабоват, скорее всего, из-за забитой трубы, и я надеялся, что сантехнический трос способен это исправить. Далее повторилась типично советская (я бы даже сказал, совковая) история, описанная, наверное, в сотнях и тысячах газетных фельетонов: ты звонишь в ЖЭУ, твою заявку регистрируют, говорят, ждите в течение дня, ты целый день сидишь дома как идиот, но никто не приходит. И так три раза! После четвертой заявки пришли два специалиста, почему-то без троса, поцокали языками и сказали, что чистить нельзя, потому что опасно, и что лучше сразу сменить стальные трубы на пластиковые.

С тем и ушли. Я так и не понял: то ли они действительно боялись повредить трубу, то ли нарывались на частный заказ, то ли им было просто лень заниматься таким малоинтеллектуальным трудом, как чистка трубы. Истина была где-то рядом, но я не стал ее искать, потому что и так в ожидании сантехников потерял почти две недели. Замена труб в мои ближайшие планы не входила: пусть пока остается так, как есть.

Тем же вечером я, похвастаюсь, в изящном стиле в одиночку поставил счетчик минут за 15-20, несмотря на техническую сложность, связанную с перекосом трубы. О, это надо было видеть! Из-за перекоса пришлось применить систему рычагов: левой рукой я тянул одно, левым коленом упирался в другое, головой и плечом толкал третье, правой рукой наживлял гайку штуцера и, кажется, что-то при этом держал в зубах. Со второго раза все получилось: вентиль открыт и – ни одной капли! Очевидно, чумазый сантехнический бог играл за мою команду.

Конечно, я в определенной степени рисковал, ведь если что не так – отвечать мне.

По идее, такую работу должны делать лицензированные сантехники. А теперь послушайте историю моих соседей по дому, которые тоже занимались заменой водосчетчика. В первый раз лицензированные профессионалы из ЖЭУ поставили счетчик задом наперед. Во второй визит они установили прибор и ушли, а когда в доме дали воду, соединение потекло. В итоге счетчик все равно пришлось монтировать самому хозяину квартиры. И за что в таком случае заплатили мои соседи? За удовольствие дважды пообщаться с обладателями лицензии?

Жаль, что эта их лицензия – на бумаге, а не из резины, потому что тогда из нее можно было бы хоть прокладок нарезать. Так что мы, «чайники» с высшим образованием и без, в простых случаях способны сработать качественнее так называемых профессионалов-сантехников с лицензиями.

Сколько я на этом сэкономил Сколько должна была бы заплатить за смену счетчика, допустим, одинокая пенсионерка, никогда не державшая в руках разводного ключа или в силу возраста забывшая, как это делается? В бухгалтерии ДУК Ленинского района мне дали «Калькуляцию на снятие, установку, опломбировку и выдачу технических условий при установке приборов учета ХВС, ГВС». С учетом НДС (18%) стоимость этой комплексной услуги на конец прошлого года была такова: на 1 счетчик – 608 руб. 50 коп., на 2 счетчика – 903 руб. 60 коп., на 3 счетчика – 1055 руб., на 4 счетчика – 1350 руб. Не многовато за простую работу, не требующую сложных сантехнических навыков? Снял прибор, поставил другой, если габариты прибора не совпадают – подрегулировал муфту, шлепнул пломбу – с вас 600 рублей! В случае каких-либо осложнений такой специалист за работу уже не возьмется (при мне пенсионерка приходила в ДУК требовать обратно деньги, потому что специалист отказался менять счетчик из-за ненадежной трубы. По-хорошему, для пенсионеров и малоимущих вообще нужно завести муниципальную программу по бесплатной установке и замене счетчиков: люди и так разорились на прибор учета, то есть фактически приобрели на свои деньги весы для покупки воды, и потому достойны поощрения).

«Зарплата работника, транспортные расходы…» – Юрий Чувилов перечисляет составляющие усредненной калькуляции. «Возьмите газету с объявлениями, позвоните и поймете, что частники берут еще дороже», сказали мне в бухгалтерии. Взял. Позвонил.

Установка счетчика стоит у частников от 1000 до 1500 рублей, но я нашел таких, кто берется это сделать за 400 рублей. Но – здесь важно не перепутать! – частники берут эти деньги не за простую замену, а за установку счетчика с нуля, а это несравнимо более трудоемкая работа: вырезать кусок трубы, нарезать две длинные резьбы под муфты, герметизировать соединения, подогнать муфты по габариту счетчика. Конкурентные цены есть и в других управляющих компаниях города: в «Южном» прибор обещали установить за 340 рублей, в «Мега-Линке» два прибора – за 400 рублей, а четыре – за 780!

Замена старого счетчика на новый в «МегаЛинке» (эта небольшая компания обслуживает 26 домов в новом городе) обойдется в 150 рублей, то есть в четыре раза дешевле, чем в Ленинской ДУК. Ведь не в Москве же находится эта ДУК, чтобы столько уходило на транспортные расходы!

Сергей ГОГИН.

Окончание – в следующем, субботнем, номере «СК». В третьей части статьи читайте о том, почему шлепнуть кусок свинца под названием «пломба» стоит 143 рубля, а то и дороже, о локальной монополии на эту операцию, о том, как можно сократить часть волокиты при замене приборов учета и как долго могут окупаться эти затраты.