У Кларины Шадько – юбилей. Для бенефиса выбрали знаменитую трогательную американскую пьесу «Дорогая Памела» Джона Патрика. Ее поставил Евгений Редюк, несомненно, сыграв таким образом роль самоотречения. Все аплодисменты, все цветы в минувшее воскресенье были отданы, конечно, Шадько. И если режиссер «умер» в этом своем произведении, то была смерть по законам пьесы – с последующим воскрешением. Потому что спектакль получился.

Потому что, оказалось, трудно подобрать что-нибудь более подходящее для бенефиса самой титулованной и в то же время самой духовно и душевно молодой актрисы Ульяновского театра драмы.

И хотя в пьесе «Дорогая Памела» главная героиня – такая чудная старушенция, Кларина Шадько играет свою героиню без возраста, только с характером. «Я как ребенок», – говорит Памела о своей доверчивости, открытости людям. Она не хочет допускать мысли, что пришедшие в дом мошенники сговорились избавиться от нее ради дорогой страховки. Раз за разом они бестолково готовят несчастные случаи. А она называет девушку именем своей умершей дочери Барбары и дарит ей подвенечное платье. Она танцует со стариком Солом и бежит делать массаж служаке-полицейскому. Она живет по своим законам. И вот чудо – жизнь подстраивается под Памелу, дважды воскресавшую после покушений и переродившую окружающих из сомнительных типов в просто чудаков. Чистой воды идеализм, конечно. Но так хочется верить, что такие чудеса где-то случаются. Где, как не в театре? С кем, как не с Шадько! Актриса предлагает своим зрителям еще одну реальность. Ее смех отдает трагизмом, жизнелюбие – фатализмом: чему быть, того не миновать.

Есть у Шадько такая особенность: увидев ее в спектакле, трудно представить кого-то другого в этой роли. Другого – не с высоко поднятым подбородком. Другого – не с этим размашистым шагом отчаянного оптимиста с пятки на носок. Другого – не в винтажных одеждах и кроссовках. Человек без возраста, с нестареющей душой вот их секрет, Памелы и Шадько.

Бенефис актрисы на сцене Ульяновского театра драмы состоялся как раз в ее день рождения – 8 марта. К событию подготовили буклет с фотофактами особенно запомнившихся ролей. Там и Надеждаиз спектакля «Любовь и голуби», и леди Торренс («Орфей спускается в ад»), и брехтовская мамаша Кураж, и бабушка Татьяна Марковна Бережкова из гончаровского «Обрыва»… Есть двойной портрет с Владимиром Путиным на вручении Шадько Государственной премии.

Есть фотография на аллее звезд возле театра драмы с именной надписью: «Кларина Шадько, народная артистка России». Есть снимок с вручения театральной премии «Лицедей-2008».

И все-таки, несмотря на то, что Кларина Шадько – самая титулованная актриса театра драмы, да еще и профессор УлГУ, есть у нее неофициальный титул – всенародная актриса Ульяновска и его окрестностей. Тот, что никто не присваивал, а пришел сам, из зрительного зала, с аплодисментами, смехом и слезами публики.

Лилия ГРЕБЕНСКОВА.