(Окончание. Начало в «СК» от 7.03.2009 г. и 12.03.2009 г.)
В начале 2000-х годов люди в массовом порядке устанавливали приборы учета воды. Теперь, когда завершается период эксплуатации счетчиков, в массовом же порядке их меняют. В первых двух частях статьи говорилось о том, как автор выбросил 143 рубля за почти бессмысленную распломбировку счетчика, который к тому же потом и забраковали; о том, как происходит поверка приборов учета в Центре стандартизации и метрологии; почему люди предпочитают не отдавать приборы на поверку, а сразу ставить новые, и как это связано с водой, которую мы пьем; какое преимущество у «чайников» перед профессиональными сантехниками, и сколько стоит установить новый водосчетчик.
Структура пломбы
Очередные 143 рубля 40 копеек я заплатил в кассу за повторную опломбировку. Первичная опломбировка на 28 рублей дороже – столько стоит документ под названием «Технические условия», типовая бумага, на которую никто не смотрит: размножь ее и раздавай в нагрузку бесплатно. Услугу я оплатил 5 декабря, а в очередь меня записали аж на 25-е. То есть еще три недели терялись для экономии. И вот тут у меня возникает несколько вопросов к управляющей компании ЖКХ. Люди в массовом порядке меняют счетчики, очередь на опломбировку – на месяц вперед, услуга востребована, деньги за нее поступают, почему же запись производится только два дня в неделю, а не ежедневно? Почему опломбировкой занимается один человек, и тоже – два дня в неделю? (Есть, правда, и другой человек, который меняет старые счетчики на новые, он имеет право сам принимать их в эксплуатацию, то есть пломбировать.) В условиях безработицы и кризиса нашлось бы немало охотников заняться этой работой, хотя бы неполную рабочую неделю, а очередь рассосалась бы.
Мне также стало интересно, за что мы платим 143 рубля. В бухгалтерии компании мне любезно дали ответ и на этот вопрос. В эту сумму входят: амортизация транспорта (3 руб. 13 коп.), ГСМ (20 руб. 08 коп.), зарплата водителя (18 руб. 50 коп.) – то есть предполагается, что техника-пломбировщика развозят по адресам на служебном автомобиле, далее – зарплата самого техника (29 руб. 35 коп.), начисления на зарплату обоих (12 руб. 58 коп), материалы (леска и пломба – 52 коп.), накладные расходы на содержание аппарата управления (55 процентов от зарплаты, или 26 руб. 32 коп.), рентабельность (10 процентов от всей суммы, или 11 руб. 05 коп.) и НДС (18 процентов, или 21 руб. 87 коп.).
Почему в калькуляцию попали транспорт с водителем и ГСМ, если техник-пломбировщик, по его словам, все равно ездит по адресам в основном на трамвае и маршрутке? Вот и ко мне домой он оба раза приезжал на трамвае, хотя, судя по калькуляции, я оплатил его доставку на служебном транспорте. В управляющей компании объясняют: мы обслуживаем Лаишевку и Карлинское, находящиеся в городской черте, а туда далеко добираться, поэтому в цене услуги закладываются расходы на транспорт. Получается, жители всего Ленинского района платят за то, чтобы специалиста привозили в Лаишевку и Карлинское (туда пломбировщиков действительно возят при наличии заявок)? Там проживает в сумме около 2 тысяч человек, что раз в пятьдесят меньше, чем на подведомственной территории ДУК Ленинского района. Тогда и транспортную составляющую в калькуляции следовало бы во столько же раз уменьшить. Я подсчитал (и вы можете проверить), что с учетом единого социального налога (26%), НДС и плановой рентабельности транспортная компонента в цене услуги составляет 73 руб. 60 коп., или 51 процент! То есть каждый раз, оплачивая опломбировку, мы отдаем 70 рублей ни за что, если мы не ла: ишевские или карлинские. А сколько нас? По оценкам РИЦ, около 70 процентов ульяновских семей имеют водосчетчики. Скорее всего, эта оценка верна и для Ленинского района. Сколько же людей, заказывая опломбировку счетчика, заплатили и еще заплатят 73 из 143 рублей только за то, что им «посчастливилось» жить в одном районе с лаишевскими, и как все это соотносится с законодательством? Кстати, если бы техника действительно возили на служебной машине, очередь на опломбировку не растянулась бы на две-три недели, как сегодня.
А вот как зарабатывают на этой операции другие управляющие компании. Цены в таблице указаны по состоянию на конец 2008 года, по информации из самих компаний.
Разброс цен существенный. В «Засвияжье-1», например, в калькуляцию не включают расходы на транспорт, зато сразу закладывают 75-процентную премию технику -наверное, там работает виртуоз пломбировочного искусства, которого хотят удержать повышенной зарплатой (впрочем, его зарплату в 4400 рублей без премии не назовешь слишком высокой).
Не доверяй и не проверяй
Частные домоуправляющие компании (ДУКи) работают в рыночных условиях и могут не согласовывать цены на дополнительные услуги с регулирующими органами. Но тогда они, казалось бы, обязаны открыть поле для конкуренции в отношений этих услуг. Те же частные сантехнические фирмы, которые установят счетчик, для привлечения клиентов могли бы вообще бесплатно повесить пломбу – в качестве бонуса для жильца – и выдать акт приемки. Никто из ответственных чиновников ЖКХ не назвал мне официального документа, который закреплял бы монополию ДУК на услугу опломбировки. Высказывались только общие соображения на этот счет.
«Компания, которая выдает технические условия на установку прибора учета, должна и контролировать показания этих приборов», – предположил и.о. заместителя мэра Ульяновска Владимир Егоров. Но, как уже было сказано, технические условия -совершенно формальная бумага, типовая для любой ДУК. Еще одна версия заммэра Егорова: необходимость разделить функции заказчика и подрядчика. Но сегодня ДУКи за деньги тоже монтируют счетчики и выдают акты опломбировки, то есть принимают работу сами у себя.
«Если бы акты выдавали не наши работники, у нас появились бы сомнения в объективности этих документов, – говорит директор УМУП ЖКХ Ленинского района Юрий Чувилов. – Посторонние люди могут исказить показания счетчиков, за вознаграждение составить акт в пользу жильцов. А в объективности наших работников мы уверены, потому что они финансово зависят от компании». Стало быть, у ДУК есть еще и монополия на честность. (Именно поэтому стал возможен по-бендеровски честный способ отъема 70 рублей у граждан – за транспорт, которого нет?) Теоретически, можно представить, что частник за малую мзду припишет, вернее, недопишет десяток-другой кубометров воды. Но, во-первых, текущие показания счетчиков мы сообщаем в РИЦ, поэтому в обратную сторону их не скорректируешь, а во-вторых, при установке нового счетчика его исходные показания близки к нулю – нельзя же в акте записать отрицательные показания?
Долой бестолковщину и волокиту!
Власть уговаривает людей заниматься энергосбережением. Действительно, счетчик сокращает плату за воду в 2-2,5 раза. Чем больше людей прописано в квартире, тем, как правило, больше экономия. Но создается ощущение, что хождения по конторам, бестолковщина, очереди, ожидание, денежные траты, как оправданные, так и бессмысленные, придуманы для того, чтобы люди плюнули на экономию и платили по нормативу – к выгоде энергетиков и коммунальщиков. О том же говорят сами люди: «Компании затеяли волокиту со счетчиками, чтобы заработать». А ведь объем волокиты можно резко сократить. Например, так.
1. Устранить распломбировку как лишний этап (если хозяин счетчика решил его поверить или обратился для замены прибора к сторонней организации). Достаточно заявить в ДУК или РИЦ по телефону о последнем показании счетчика и срывать пломбу. Не поверят на слово? Пусть приходят и проверяют.
2. Вести запись на опломбировку не два дня в неделю, а ежедневно: люди будут менять приборы учета постоянно, процесс уже пошел. Дать людям возможность оставить заявку по телефону, а не таскаться в ДУК лично. Мы же вызываем по телефону на дом врача или того же сантехника.
3. Не заставлять людей носить акты опломбировки в РИЦ. Почему информация об установке счетчика не может передаваться централизованно из управляющей компании в РИЦ? Хотя бы в виде копий актов, лучше – в электронной форме.
4. Дать возможность заплатить за опломбировку не только в кассу ДУК, но непосредственно технику-пломбировщику, для чего снабдить его портативным кассовым аппаратом. Либо – оплатить уже оказанную услугу во время очередного визита в РИЦ для внесения квартплаты. Для этого достаточно получить от техника квитанцию на оплату. А еще лучше – пусть РИЦ учтет эту сумму при расчете квартплаты на основании данных, полученных из ДУК. Сколько сразу хождений отменяется, сколько времени и нервов экономится. Кстати, такой же порядок можно ввести и при оплате других услуг.
5. В аварийных ситуациях вызванный сантехник иногда вынужден нарушить пломбировку счетчика. Получается, хозяин квартиры должен оплачивать повторную пломбировку только из-за того, что у него, к несчастью, потекла труба? Это несправедливо. Поэтому у сантехника должно быть право восстановить пломбу на месте.
Подводим итог
Моя эпопея с поверкой и заменой счетчика растянулась на полтора месяца и обошлась в 870 рублей без учета поездок на общественном транспорте. Средняя пенсионерка, чей дом обслуживается ДУК Ленинского района, после истечения межповерочного интервала водосчетчика должна будет заплатить: 360 рублей за новый счетчик (как минимум) и 608 рублей за его замену с опломбировкой, итого – 968 рублей (в других компаниях ЖКХ может быть дешевле). Это означает, что в течение полугода счетчик горячей воды будет всего лишь окупать затраты, связанные с его заменой, а экономить деньги начнет только со второго полугодия. Счетчик холодной воды, исходя из сравнения тарифов, будет окупаться раза в три-четыре дольше, правда, у него и межповерочный интервал больше (шесть лет, а не четыре, как по горячей воде). Из-за этого некоторые люди вгоняют себя в такой жесткий режим экономии, что боятся вылить лишнее ведро воды. Например, одно время моя родственница-пенсионерка по совету соседей-«экономистов» взяла за правило не сливать воду после приема ванной: она использовала ее для технических нужд, в частности, для смыва унитаза. На мой взгляд, такая унизительная экономия не оправдана даже в условиях роста тарифов, но старики привыкли экономить на мелочах. А система ЖКХ не дает людям сэкономить на экономии. Когда благородная цель сбережения ресурсов связана с унижениями и волокитой, действительно, хочется сказать: а гори она синим пламенем, такая экономия. Может, кому-то этого только и надо?
Сергей ГОГИН