Как известно Наполеон Бонапарт нередко говаривал перед очередным сражением – ввяжемся в бой, а там будет видно. Чем закончил свою блистательную карьеру французский император хорошо известно. Сегодня по наполеоновскому принципу чаще всего действуют ульяновские ремонтники. Не столь важно, что они ремонтируют; мосты, дороги или дома. Не важно имеют ли организации, взявшиеся за ремонт, необходимую технику, материалы, наконец, специалистов. Для них главное ввязаться, то есть отхватить контракт на работы, а там будет видно.

Хотели как лучше, получилось, как всегда

Это черномырдинское определение грозит для России стать вечным, вроде гоголевского про дураков и дороги. Когда в 2007 году затеяли широкомасштабную кампания по ремонту дорог за счет средств, выделенных из федерального и областного бюджетов, все началось с широкой рекламы проекта «Новые дороги единой России».

Тогда и деньги выделили, и тендер провели, и исполнителям разъяснили их ответственность, вплоть до уголовной, и синие кепочки работягам от главной партии страны раздали, и этикетками той же партии их технику облепили. На многих ремонтируемых участках появились горделивые плакатики «Внимание! Ремонт дорог ведет правительство Самарской области». А, поди, ж ты, не помогло!

Уже к середине октября с голов ремонтников исчезли партийные синие кепочки с эмблемами, а с их техники практически повсеместно слиняли этикетки той же партии. Надо понимать, обломился-таки для единых партийцев пиар за бюджетный счет. Исчезли и плакатики благодетелей-самарцев.

Пожалуй, единственным, кто сохранил оптимизм в той ремонтной суетне, оставался никогда не унывающий в тяжелых для города ситуациях мэр Сергей Ермаков. Осенью 2007г. на одном их аппаратных совещаний он высказал мысль, которая сводилась к следующему. Ну что ж, если уж так получилось, будем асфальт укладывать числа до 15 ноября. А что? Если в октябре асфальт укладывали на мокрый грунт, то почему бы, его не укладывать прямо на замерзшую землю?

Когда начало работ еще только планировалось, много говорилось о новых технологиях, о будущем европейском качестве дорог. О том, что на много лет вперед эта проблема будет снята. Когда контролирующие структуры проверили качество работы на уже отремонтированных дорогах, они, в прямом смысле этого слова, за голову руками схватились. На большинстве «новых» улиц впору было сызнова ремонт затевать!

Еще в сентябре, оценивая первые результаты ремонта, губернатор Сергей Морозов охарактеризовал ситуацию, как близкую к катастрофической. «Раньше все жаловались, что нет денег – деньги дали. Что сейчас-то мешает нормально работать?» – недоумевал губернатор. Тогдашний министр транспорта и дорожного хозяйства области Владимир Шмондин объяснил провал очередной кампании недостатком специалистов высокой квалификации и острым недостатком современной техники. Но разве об этом не было известно перед началом ремонта? Сработал все тот же наполеоновский принцип – ввязаться, а там…

Однако не только голь хитра на выдумки. Поскольку реально справиться с дорожной напастью власти оказались не в состоянии, министр Шмондин предложил более активно самые ужасные дороги опускать в низшие категории. По крайней мере, это позволяло властям отчитываться по бумагам только за основные магистрали, а все остальные дороги как бы не замечать.

Сменивший Владимира Шмондина на посту министра Андрей Тюрин, осенью заявил о том, что в плохом состоянии находятся только те дороги, которые не ремонтировались по десятку и более лет. На что ему возразил губернатор Сергей Морозов. Он незадолго до этого проехал по трассе Димитровград-Ульяновск и смог лично убедиться, что дефекты дорог, устраненные весной-летом по методу «ямочного ремонта», вновь присутствуют на прежних местах. Андрей Тюрин пребывал в должности министра с приставкой «и.о.», до самого снятия его с этого поста в декабре 2008года. Иногда наполеоновский принцип больно бьет и по тем, кто им руководствуется.

Дежавю в ЖКХ

В 2008 году началась еще одна ремонтная кампания за счет федеральных средств. Десятилетиями государство собирало со своих граждан деньги на капитальный ремонт жилья, но ремонт практически никогда не делался. Наконец совесть у власть предержащих проснулась, к тому же накопились огромные запасы нефтедолларов. Деньги, и немалые, на капремонт жилья регионам выделили. Теперь по принципу «ввязаться, а там видно будет», в бой за федеральными деньгами ринулись ремонтники – строители.

И снова приключилось дежавю. Теперь уже в ЖКХ. Недавно выяснилось, что к капитальному ремонту сделанному в 370 домах Ульяновска имеются очень серьезные претензии. Здесь и некачественный ремонт крыш, некачественная заделка межпанельных швов, некачественный ремонт сантехники общего пользования. Ремонтники наворочали брак практически везде, где прошлись. Уже сейчас ясно, что подведение итогов первого этапа капитального ремонта домов в Ульяновске без прокуроров и судей не обойдется.

Так что главная проблема ульяновских кампаний ремонта жилья и дорог заключается вовсе не в отсутствии денег. Главная проблема — это отсутствие специалистов, способных качественно выполнять работу. Что, впрочем, никогда не является существенным препятствием для руководителей фирм, решивших ввязаться в «бой» за бюджетные деньги. В том же «Ульяновскдорстрой» вместо двух тысяч некогда работавших здесь специалистов, сейчас числятся не более тысячи работников. Каких? Ремонт ульяновских дорог дает однозначный ответ на этот вопрос.

Невольно приходит кощунственная в отношении ульяновских ремонтников мысль. А не лучше ли будет дать оставшимся работникам, с их нынешним руководством во главе, «отступные» в виде вечного пособия по безработице при условии, что они никогда больше не будут заниматься ремонтами? Да выписать для ремонта наших домов, дорог и мостов турок или югославов? По крайней мере, сотни миллиардов бюджетных денег не будут выброшены на ветер. Вот, только, за державу обидно.

Станислав АБРАМЕНКОВ