Не слышно шума заводского

Ситуация, в которую попал сегодня Ульяновский автозавод, требует срочных реанимационных действий. До 16 февраля то ли в коме, толи в летаргическом сне находился главный конвейер УАЗ. Сейчас здесь работают всего три дня в неделю. Продажа автомобилей упала на 40 процентов. Уже очевидно, что план первого квартала на предприятии провален окончательно и бесповоротно. В связи с этим пересмотрен прогнозный план продаж на год. Теперь он составляет 53 700 автомобилей вместо первоначальных 62 тысяч. В связи с тем, что по законодательству режим неполной трудовой недели на предприятиях не должен длиться более полугода, руководство завода прозрачно намекает на необходимость принятия «непопулярных мер». Три определённых законом месяца истекают в августе. В случае развития негативного сценария, предполагается произвести с 1 августа сокращение кадров в размере 2 тысяч человек, хотя сейчас уже сокращено более 3 тысяч рабочих.

Такой ход событий – социальная катастрофа регионального масштаба. УАЗ – основное градообразующее предприятие области, автопром даёт 40% валового регионального продукта, в этой сфере участвуют более 100 предприятий. Все они окажутся на смертном одре.

А ручки-то – вот они!

Предлагаются разные рецепты спасения автопрома. Наиболее радикальным располагает координатор Ульяновского РО ЛДПР, депутат гордумы Геннадий Бударин. Он обратился с открытым письмом к председателю Думы г.Ульяновска Васильеву Гвоздеву, в котором предлагает подготовить и вынести на рассмотрение депутатов Гордумы проект обращения к Председателю Правительства РФ В.В.Путину о необходимости национализации ОАО «УАЗ»

Бударин от имени своих единомышленников по партии предлагает создать из числа депутатов специальную комиссию по изучению ситуации на ОАО «УАЗ», анализу деятельности менеджмента завода, мониторингу управленческих решений. На основе собранной информации подготовить обращение к Председателю Правительства России В.В.Путину с просьбой рассмотреть вопрос о приобретении государством контрольного пакета акций ОАО «УАЗ» и передаче этих акций в управление в одну из государственных корпораций.

В случае отказа предлагается организовать акции протеста с привлечением политических партий и профсоюзных организаций.

Вот как прокомментировал Генеральный директор Ульяновского автомобильного завода Сергей Юрасов в одном из интервью прокомментировал предложение депутата так: «Мы ждали попыток использовать тяжелую ситуацию в промышленности в чьих-то личных интересах. Мне бы не хотелось вступать в полемику с господином Будариным, который не предложил никаких реальных вариантов. Люди просто не покупают автомобилей, независимо от того, кому принадлежит тот или иной автозавод. Главное – не довести завод до банкротства. Скажу, что если кто-то найдет выход из сложившейся ситуации, – мы будем носить этого

человека на руках».

На ручки к господину Юрасову нацелилось правительство Ульяновской области. На состоявшемся недавно брифинге, министр промышленности и транспорта Ульяновской области Вильдан Зиннуров представил вниманию прессы подробную информацию о мерах поддержки правительством региона промышленных предприятий в период кризиса, уделив особое внимание вопросу о конкретных действиях в отношении ОАО «УАЗ».

В частности, было сказано, что УАЗ сейчас участвует как минимум в трёх программах. Это программа дополнительных закупок для нужд федеральных органов исполнительной власти, которой гарантировано приобретение 3,5 тысяч автомобилей на сумму около 1,5 млрд. рублей. Вторая программа – субсидирование процентной ставки, в которой участвует Россельхозбанк, который представлен в стране 80 отделениями и практически все подразделения будут участвовать в закупках автомобилей. Серьёзный совместный проект правительство области осуществляет с «Росагролизингом». Уже подписаны цены более чем на 20 моделей автомобилей УАЗ, это тоже предполагает хороший объём сбытаю. Из 25 милрд., которые выделены Росагорлизингу 5 млрд. рублей направляется целиком на закупку автомобилей и техники в том числе и машин нашего завода.

Сама компания «Солерс финанс», в систему которой входит автозавод также получит государственную поддержку в размере 5 млрд. рублей на лизинговые операции.

В систему мер государственной поддержки автопрома на федеральном уровне включена также возможность привлечение предприятиями автопрома до 70 млрд. кредитов с использованием механизмов госгарантий, размещение инфраструктурных облигаций на сумму до 60 млрд. рублей через механизмы рефинансирования. Предусмотрено субсидирование процентных ставок по кредитам граждан на приобретение отечественных автомобилей стоимостью до 350 тысяч рублей.

На региональном уровне ОАО УАЗ предоставлена льгота по уплате земельного налога. В настоящее время в правительстве региона проходит согласование закон Ульяновской области «Об условиях предоставления инвестиционного налогового кредита», который позволит предприятиям получить налоговый кредит на предполагаемую к уплате сумму налогов с последующим возвратом в региональный бюджет.

Кому вершки, а кому корешки

У постели умирающего неприлично выступать с нравоучениями о том, как замечательно бы чувствовал себя больной, если бы он с юности вёл здоровый образ жизни и выполнял предписания врачей. Но, поскольку министр промышленности и транспорта, убедил, что наш автозавод жить всё же будет, хоть и плохо, позволим себе порассуждать на тему: а насколько эффективны для полумёртвого предприятия припарки в виде правительственной разнарядки на автомобили марки УАЗ? Может быть, прав Бударин, предлагая национализировать предприятие?

Такая мысль приходит в голову при анализе высказываний руководства завода и холдинга Sollers по поводу сложившейся ситуации. Директор завода Сергей Юрасов, считает, например, что все государственные меры, направленные на поддержку отечественного автопрома, немного отстают от реального хода событий. «Так произошло с повышением пошлин на ввоз иномарок – между принятием принципиального решения и вступлением его в силу прошло достаточно времени, чтобы продавцы успели «забить» свои стоянки таким количеством машин, ввезенным по старым пошлинам, что, по оценкам специалистов, их хватит до мая», – излагает точку зрения директора одна из газет. – Остается только добавить, что, по прогнозам многих аналитиков, спрос на отечественные автомобили должен резко возрасти, как только из продажи исчезнут иномарки, ввезенные в страну по старым ценам».

Из сказанного выходит, что хозяева завода вовсе не собираются производить автомобили, конкурирующие по характеристикам, качеству узлов и сборки с иномарками. Выгоднее государство натравить на проблему, чем вкладывать свои деньги в её решение, удобнее растопырить ручки в ожидании благодетеля. А не будет такового – закрыть завод.

Действие, напоминающее шантаж. А ведь сработало! Опять – государству и области пшеничные корешки, а Sollers – тучные колоски. С таким подходом к кризисным проблемам никакого золотовалютного резерва вместе со стабилизационным фондом не хватит. Я не одинок в своём выводе. Вот мнение экс-министр экономики РФ Якова Уринсона: «Я не понимаю, когда выделяются деньги какому-то предприятию. Есть спрос на его продукцию или нет? Произведёт он продукцию на склад, что и кому от этого будет? Есть системные меры: не индивидуальной помощи отдельным предприятиям, а, скажем, налоговые каникулы для всех предприятий на пару лет. Тяжело для бюджета? Но не более тяжело, чем расходовать бюджетные деньги на дотацию…»

Владимир Филимонов