Тема висит в воздухе давно: небывалые долги перед энергетиками, как результат – отключение отопления в апреле и ГВС до нового отопительного сезона. Власть хоть и связывает одно с другим, чтобы стращать население, но по закону отключить услугу за неплатежи всем разом нельзя, а точечное отключение конкретных неплательщиков технически невозможно. Такое уже проходили, последний раз – в прошлом году, когда экс-руководитель Ульяновского филиала Волжской ТГК Александр Симановский на своей пресс-конференции заявил, что в связи с накопившимися долгами и финансовыми трудностями самой компании подача горячей воды становится невозможной. Мигом отреагировала прокуратура, и разговоры об отключении ГВС прекратились.

В нынешнем году все куда хуже: долги растут в геометрической прогрессии и давно перевалили за миллиард рублей (в январе-феврале энергетикам оплатили едва треть теплоносителя, тенденция пока сохраняется).

И даже в этой ситуации вопрос об отключении был бы неуместен, но случился повод…

Вчера пресс-служба ВоТГК распространила прессрелиз, в котором говорится, что дома, в которых нет регуляторов температуры теплоносителя (а таких большинство), должны добровольно отказаться от горячей воды летом, а «при выявлении факта потребления теплоносителя абонентом, не имеющим регулятора температуры, ОАО «Волжская ТГК» будет рассматривать данный случай как несанкционированный разбор теплоносителя».

Остается добавить: со всеми вытекающими последствиями. Право действовать таким образом энергетикам дает, как это ни парадоксально, решение суда, причем принятое в пользу горожан.

Прошлым летом в Заволжье остро встал вопрос о том, что ряд домов получает горячую воду температуры, не соответствующей норме. По иску прокуратуры Заволжского района суд обязал ВоТГК соблюдать температурный режим теплоносителя, обеспечивающий потребителю ГВС не ниже шестидесяти градусов. Везде. Технически это возможно только в том случае, если поднять температуру для всех потребителей разом, то есть на выходе с ТЭЦ, ссылаются энергетики на несовершенство городской системы теплоснабжения, заложенной еще в советское время.

Так что теперь ОАО «ВоТГК» намерено подавать в сеть теплоноситель повышенной температуры, в водоразборных трубопроводах – до 90 градусов. А поскольку подача воды такой температуры может привести к несчастным случаям, требует от своих абонентов-посредников (это предприятия, которые обслуживают внутриквартальные и внутридомовые сети. – Ред.), чтобы они устанавливали в домах регуляторы температуры.

Нет регулятора – пиши отказ: «Вся ответственность за безопасность потребителей, получающих услугу ГВС, ложится исключительно на перепродавцов тепловой энергии», – говорится в пресс-релизе энергетиков.

К сведению: один регулирующий прибор стоит порядка 80000 рублей.

Разумеется, охотников оплачивать это благо цивилизации не найдется, поэтому управляющие компании начнут трясти население. Отказ раскошеливаться, скорее всего, будет приравниваться к отказу от горячей воды. Добровольному.

Тем не менее «несовершенная» система теплоснабжения, на которую сегодня принято кивать, предполагала в каждом доме наличие регуляторов температуры. А в девяностые годы, в пору, когда на ТЭЦ топили по минимуму, умные люди во власти дали приказ регулирующую арматуру в домах поснимать, чтобы теплоноситель шарашил на полную. Он и теперь шарашит там, где надо и где не надо. Так что, по идее, вопрос к власти, а не к населению. Разрушили – восстановите.

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА