Сможет ли ульяновское предпринимательство помочь выполнить почетную историческую миссию по стабилизации экономики в период кризиса? Может ли быть у него оптимистичный сценарий развития? может, потому что: предпринимательство является способом снижения напряжения на рынке труда в разных социальных, профессиональных и возрастных группах населения, по большей части за счет самоинициативы и самозанятости; предпринимательство является способом снижения нагрузки на бюджет за счет самоокупаемости; предпринимательство является наиболее мобильным и эффективным средством достижения поставленных социально-экономических задач в короткой и среднесрочной перспективе; предпринимательство является универсальным демфирующим фактором социальных проблем и противоречий (у человека есть право выбора, подкрепленное чувством собственной ответственности). А главное, на что нацеливает нас политическое руководство страны, нужно учесть – «капитализм, читай предпринимательство, это то, чем занимаются люди, если их оставить в покое». А было как было. В начале 90-х годов предприниматели, далее малый и средний бизнес, в том числе и в Ульяновской области, развивались в режиме замещения сложившихся еще при социализме, но разрушившихся связей и сфер деятельности нишах, как сейчас принято говорить. Это торговля, сфера услуг, строительство, немного производство, транспорт и так далее. За девяностые годы ниши, включая основные средства производства (оборудование, здания, сооружения), потребности рынка труда, товаров и услуг, были заполнены. За десять лет «первая волна» предпринимателей укрепила свои позиции, расширила свое дело, отчасти диверсифицировав, капитализировав, а главное, узаконив его. И стала привыкать к себе. Объемы производства товаров, работ и услуг ограничивались емкостью регионального рынка, его потребительскими возможностями. Конечно, появлялись отдельные новые сферы и отрасли предпринимательства, но они отвечали, скорее, общероссийским тенденциям развития. Это были сферы и технологии сбыта товаров и услуг, не основанные на региональном производстве, дававшие возможность получать доход, но коренных изменений в реальном секторе экономики не делавшие. Те же деньги рассовывались по другим карманам. Удельная прибыль небольшой группы предпринимателейуже была достаточна для удовлетворения областного «тщеславия» (дорогая машина, коттедж, отдых за границей), использования ресурса для лоббирования при формировании органов власти. Развитие предпринимательства приостановилось отчасти и намеренно. Из-за боязни конкуренции или передела рынка, но больше изза отсутствия перспективы. Сектор областной экономики – предпринимательство – достиг равновесия и баланса интересов как внутри себя, так и в отношениях с органами власти. По последним данным социологов и экономистов на начало 2008 года, сектор предпринимательства на фоне прироста ВВП в РФ испытывал признаки стагнации. Что уж говорить о региональном? У нас статистика, показывающая вклад малого и среднего бизнеса с той или иной мерой достоверности, скорее склонная к лакировке в угоду запрашиваемой стороне – власти, последние пять-восемь лет колеблется на уровне 15-20 процентов в объеме валового регионального продукта. Тут бы и насторожиться. Ведь статистика как элемент экономической эквилибристики может все. Однако это даже по российским меркам, а тем более по показателям государств действительно с рыночной экономикой, очень мало. Например, средняя норма доли предпринимательства в ВВП в развитых странах составляет 60 -80 процентов. А в российских регионах? Несмотря на то, что федеральные рамочные условия, определяющие возможности развития предпринимательства, одинаковы для всех регионов, развитие предпринимательства в республиках, краях и областях в разы отличается друг от друга. В этом очевидная заслуга или скорее вина регионального руководства. На Западе считается, что интегральным критерием (индикаторным показателем) социально-экономического успеха руководителя территории (штата, страны, региона) является развитие предпринимательства. Нам тем более похвастаться нечем. А вот в свете поставленных стратегических и тактических антикризисных задач, понять «Что делать?» не мешает. Какое место в нашем, ульяновском, сообществе заняло предпринимательство? Оно, по объективным и ситуационным обстоятельствам, ввиду длительного отсутствия динамики развития в заданных направлениях, заняло исполнительное, представительное, материально-сырьевое пространства региона, отчасти и «приватизировав» их. При этом оно приватизировало право на тренд – тенденцию развития, а это точно прерога тива государства. Нашей власти еще только предстоит включить в будущую повестку дня вопрос о равноудаленности предпринимательства при формировании стратегического плана развития региона. В настоящее время требуются определенные усилия для ускорения эволюции местной предпринимательской элиты и вовлечения новых участников (субъектов предпринимательства) с целью изменения сложившего баланса интересов. Суть будущих изменений в принятии общей установки «сильный регион – сильный бизнес (большие возможности)». «Раньше думай о родине, а потом о себе» – в словах этой песни была своя правда. Для большей части населения, стоящего перед выбором, заняться ли предпринимательством, потерян главный фактор – мотивация, основанная на том, что «лично от меня многое зависит». Во мнении обывателя – все уже куплено и поделено. Нынешние рефрены социальной рекламы – «Иди в бизнес, работай на себя» – должны быть подкреплены серьезными механизмами развития и поддержки предпринимательства. Добровольно, по велению души, массы озабоченного населения в бизнес не пойдут. Входной билет в предпринимательство дорог не только с точки зрения фискальных претензий государства, начальных затрат, но и рисков. Именно тут серьезных изменений и предложений пока нет. При распаде СССР межрегиональные, отраслевые, деловые и иные связи были потеряны, а потом восстановлены (заняты) новыми участниками, но без ульяновского предпринимательства. Теперь нужны будут серьезные усилия для преодоления отставания регионального предпринимательства и встраивания его в очередь на производство и сбыт. Усилия, которые могут позволить интегрироваться в общероссийскую производственно-технологическую систему. Именно в период переживаемого ныне кризиса вновь появляется шанс в рамках программ поддержки отечественного производителя создать экономические лифты нашим предпринимателям, хотя бы на региональном рынке, помогающие занять ниши уходящего импорта. Только ощущение такое, что разрушить плановую систему смогли, а планово реконструировать партнерские цепочки не получается. Сложившаяся ныне система налогообложения, выраженная в сложной трактовке требований, а зачастую противоречивой и большой совокупной нагрузке, давно поставила субъектов предпринимательства в положение потенциальных «преступников». У большинства предпринимателей в этой связи сформирована своя философия: «Если я очень хочу быть законопослушным, но не могу, то легче сознательно быть нарушителем. По крайней мере, это выгоднее и не так обидно». На местах в регионах эту мысль, на мой взгляд, разделяет и поддерживает низовая часть сотрудников фискальных органов. Там начинаются корни сочувствия, которое стали называть взяточничеством. Отступить на этом участке налогового фронта государство обязано. Кроме этого, по экспертным оценкам, непрофильные, непроизводительные затраты в структуре себестоимости продукции ульяновских предпринимателей доходят до 30 процентов. При этом поборы носят характер благотворительности и любви к родному краю (району, улице, зданию, юбилею, празднику, школе, церкви), а на самом деле прикрывают мздоимство, коррупцию, непрофессионализм чиновников и бюджетную необеспеченность. Свобода совести и гражданского выбора заменена необходимостью ведения «социальноответственного» бизнеса, а ведет к издержкам, которые делают услугу, товар или работу неконкурентными. Это тоже ресурс для роста предпринимательства. Но вернемся к призыву идти в бизнес. Очевидной стала проблема неправильных общественно-бытовых установок. С младших классов перед ребенком в семье ставится цель получение диплома. Увеличилось количество вузов, студентов и, соответственно, выпускников, большая часть которых и не заказана и не востребована. Тем более в период кризиса. Получение диплома стало самоцелью, но не получение профессии и знаний, как способа достижения той или иной цели. В целом очень большая группа молодежи со средними и ниже средних способностями пытается получить диплом. От трех до шести лет эта группа отчуждена от производительного общественно-полезного труда. По окончании учебы она долго «дрейфует» на рынке труда, пытаясь найти себя. Она же, одержимая идеей карьеры, подвержена активной миграции по цепочке «деревня – район – город – столица» (Самара, Казань, Москва). Едут тысячи в поисках возможности проявить себя. А ведь, по объективным показателям (энергия, задор, работоспособность, максимализм, горизонт развития и так далее) именно эта возрастная группа могла быть новым резервом для развития регионального предпринимательства. Отставание региона по показателям роста предпринимательства, без учета перечисленных выше факторов, являющихся лишь малой частью целостной и системной работы, по нашему мнению, будет только увеличиваться. Виктор СИДОРЕНКО, директор Ульяновского социально-делового центра. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Иегудиил
Господи, какое пустословие! Ну просто школьное сочинение на заданную тему. Если материал на правах рекламы, хрен бы с ним, но если нет, то "СК" просто опустился.
Hermes
+1, смог осилить только первые 2 абзаца.
Видимо образования не хватило
Ой-е-ей
Печально. Читала, чуть не уснула. Конкретная Анти-реклама социально-деловому центру. Совет Сидоренко: думайте и пишите прошше. Предприниматели, иди к нам! Власть – мы работаем, с нами предприниматели! Помогите нам! И все счастливы…
А статья платная))))
Цветик
"Сможет ли ульяновское предпринимательство помочь выполнить почетную историческую миссию по стабилизации экономики в период кризиса?"
"По последним данным социологов и экономистов на начало 2008 года, сектор предпринимательства на фоне прироста ВВП в РФ испытывал признаки стагнации."
Рифмовать нет сил – и то и другое – песни. Испытать признаки, это вам не хось вось…