Скандальная история с ульяновским учебником по религиоведению, авторов которого обвинили в потакании антисемитам, в самом Ульяновске осталась практически незамеченной, во всяком случае, местные СМИ ее проигнорировали.
На резкое заявление Федерации еврейских общин России, процитированное «Интерфаксом», среагировало «Радио Свобода», несколько правозащитных и – в противовес им – православных сайтов. Создатели учебника заявляют, что претензии к их пособию лишены оснований. «Потерпевшая сторона» – еврейская община – видит в отсутствии интереса к теме печальную тенденцию: смотрите, говорят здесь, еще одна ксенофобская акция оставила общественность равнодушной.
Предыстория вопроса такова.
Весной прошлого года в Ульяновске состоялась областная конференция, посвященная роли религии в современном мире. Там участникам раздавали диски с пособием «Религиоведение», изданным кафедрой регионоведения УлГУ. Просмотрев содержание диска, представители Ульяновской еврейской культурной автономии удивились и возмутились. Но лишь почти год спустя Федерация еврейских общин России (ФЕОР) распространила заявление, в котором выразила крайнюю озабоченность содержанием этого учебного пособия. К самому учебнику у ФЕОР претензий нет, но в приложении, озаглавленном «Религии и секты в современной России», Федерация обнаружила, как сказано в ее обращении, набор тенденциозных, полуграмотных и даже антисемитских представлений об иудаизме, не соответствующих исторической правде.
ФЕОР считает, что после прочтения раздела справочника, посвященного иудаизму, у несведущего читателя может сложиться образ агрессивной культуры, близкой к сектантству, оккультизму, «чернокнижию», носители которой – евреи – стремятся к господству и презирают все остальные народы. Федерация заявила, что подача материала с ксенофобских позиций подрывает межрелигиозный мир и согласие в Ульяновской области.
Всё или ничего Заведующий кафедрой регионоведения и международных отношений Ульяновского госуниверситета,
доктор исторических наук Иван Чуканов (на снимке) заявил, что его кафедра не имеет отношения к содержанию приложения. Справочник по религиям и сектам создан Информационно-консультативным центром по вопросам сектантства, который действует под эгидой Новосибирской епархии Русской православной церкви. Это издание одобрено правительством Москвы и архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном.
– Нам справочник понравился, сообщил Чуканов в интервью «Радио Свобода». – Там огромное количество видеоматериалов, обличающих деятельность антиобщественных сект.
Мы хотели использовать только материал, относящийся к тоталитарным сектам, но авторы запретили нам выдирать куски. Ничего другого не оставалось: закон об авторском праве мы нарушить не могли, а материал надо было срочно запускать, исходя из той тревожной ситуации, которая сложилась в Ульяновской области с деятельностью антиобщественных сект.
Как пояснил Чуканов, одна из задач созданного на его кафедре учебника по религиоведению – отвратить студентов от тоталитарных культов. Но нейтрально изложенного материала по религиям и сектам в России найти не удалось, поэтому было решено использовать справочник православных авторов из Новосибирска. Чуканов при этом уповает на то, что «каждый студент является человеком, самостоятельным в своих убеждениях, и сумеет отличить правду от лжи».
Справочник «Религии и секты в современной России» подготовлен группой из шести авторов, причем трое из них – православные священники, имеющие сан. Из текста справочника видно, что к трактовке материала они подошли с определенных, зачастую весьма специфических, мировоззренческих позиций. В частности, по заявлению ФЕОР, в этом справочнике содержатся спорные, а подчас и нелестные комментарии по поводу католицизма, протестантизма и ислама.
Беда для пустых голов Теологические разногласия религий имеют давнюю историю, но сами по себе они не страшны – церкви и их патриархи между собой как-нибудь разберутся. Но судебные процессы по делу о разжигании межнациональной розни, которые уже состоялись в Ульяновске, показали, что антисемиты традиционно стремятся перенести теологические споры в зал суда, чтобы оправдать с их помощью уголовщину. Причем в качестве идейного обоснования используются, как правило, цитаты из духовных источников, вырванные из контекста, а также фальшивки, выдаваемые за ученые труды.
В связи с этим заместитель председателя Ульяновской региональной еврейской национально-культурной автономии Валерий Рогацкин считает пособие, о котором идет речь, вовсе не безобидным. Он напоминает, что молодые люди, которые участвовали в попытке поджога, а затем в погроме еврейского центра в Ульяновске, – это студенты университетов и колледжей. «Межрелигиозные отношения – еще более чувствительная ткань, чем межнациональные отношения, – говорит Рогацкин. – Между тем в этих тонких вопросах наша молодежь совершенно неграмотна. В пустые головы можно заложить любую чушь, и непорядочные люди этим пользуются. Сейчас время кризиса, и очень многие захотят поиграть на поле межрелигиозной, межнациональной розни».
Косвенно это подтвердил и Иван Чуканов, один из авторов пособия.
Он сообщил, что книгой заинтересовались различные вузы России, поскольку учебных материалов по религиоведению не хватает. Но среди тех, кто дозвонился в Ульяновск, были и представители националистических организаций из Украины, Германии и Прибалтики; они выразили желание использовать справочник в качестве теоретического руководства по борьбе с еврейскими общинами. «Меняэто страшно насторожило, – сказал Чуканов. – Пришлось объяснять, что они обратились не по адресу: мы не занимаемся антисемитизмом и разжиганием межрелигиозной розни».
Цитируешь – отвечай Разумеется, какой же умный человек будет заниматься такими вещами намеренно, ведь дело-то подсудное. Однако, как пояснил один авторитетный ученый-гуманитарий из УлГУ, в научном мире есть правило: ты в ответе за то, что цитируешь.
По его мнению, коллектив авторов, без всяких оговорок и комментариев включивший в приложение неполиткорректный справочник, несет ответственность за такое решение. Тот же преподаватель указал и еще одну проблему, имеющую отношение к УлГУ (а возможно, и к другим вузам): когда разные кафедры конкурируют за оплачиваемую учебную нагрузку, преподавание отдельных дисциплин зачастую «размазывается» по «непрофильным» кафедрам, где нет соответствующих специалистов. Это ведет к подобным проколам.
Иван Чуканов признал, что авторский коллектив прокололся в одном пункте: в пособии указано, что оно выпущено под эгидой Федерального агентства по образованию и УлГУ, хотя на самом деле учебник еще не прошел аттестации в Учебно-методическом объединении этого федерального агентства и не был рекомендован Ученым советом УлГУ в качестве учебника. Именно поэтому ректор УлГУ Борис Костишко в своем письме к руководству региональной еврейской национально-культурной автономии заявил, что УлГУ не имеет отношения к изданию пособия, оно является инициативой авторов и целиком лежит на их совести (насколько известно, они уже получили от ректора взыскание). Впрочем, «Религиоведение» в книжном варианте было отпечатано мизерным тиражом 20 экземпляров, гораздо больше было изготовлено дисков с пособием – около 200 штук. Но в регулярный учебный процесс пособие не пошло, хотя ФЕОР заявила об обратном, и тут уже пришел черед обижаться Ивану Чуканову. «Мы не авторы справочника-приложения, мы не запускали его в учебный процесс, мы не антисемиты», – по пунктам опровергает обвинения Чуканов и грозит обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства, если ФЕОР продолжит «давить».
Но никакого давления, скорее всего, большене будет. Как сообщила начальник Управления регионального мониторинга областного правительства Наталья Чередова, правительство выступило в качестве посредника, собрав за «круглым столом» участников инцидента: представителей УлГУ, авторов пособия, лидеров еврейской общины Ульяновска. По словам Чередовой, раввин Иосиф Морозов остался доволен разъяснениями руководства УлГУ: «Конфликт исчерпан, все расстались друзьями, решив, что надо чаще встречаться и обсуждать спорные вопросы; ФЕОР выразила удовлетворение посреднической ролью правительства; мы попросили авторов подредактировать учебник». Иван Чуканов сообщил о своей готовности внести изменения в книгу, в частности, расширить перечень приложений, включить материалы и трактовки, представленные другими религиозными конфессиями.
Кстати, авторы доброй половины комментариев к репортажу о «религиоведческом» инциденте в Ульяновске, который можно прочитать на сайте «Свободы», критикуют заявление ФЕОР и солидаризируются в трактовке иудаизма с православными авторами из Новосибирска. Из чего можно заключить, что отечественные и зарубежные националпатриоты заинтересовались ульяновским пособием по религиоведению все же не случайно.
Сергей ГОГИН.