Алкоголизм в России, увы, становится приметой времени, приобретая размах национальной трагедии Народ наш пьёт. По разным причинам, а точнее – поводам. На почве пьянства рушатся семьи, совершаются преступления. И неважно, как назвать пьяницу – алкаш, колдырь, бухарик – суть дела эпитеты не меняют.

О последствиях дружбы с зелёным змием корреспондент «МГ» беседовал с заведующим вторым отделением ГУЗ «Областная клиническая наркологическая больница» Алексеем Кузнецовым и начальником ГУЗ «Ульяновское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» Владимиром Завьяловым.

По словам первого, алкоголизм сейчас раскинулся в крайних пределах – пьют совсем ещё дети (10-13 лет) и старичьё (65-75), а вот средний возраст вроде как за ум взялся. К слову, ежедневно «беленькая» уносит две-три человеческих жизни: кто-то пьяный за рулём разбился, кто-то покончил с собой, кто-то умер от отравления – но во всех случаях в трагедии повинно спиртное.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

(данные по Ульяновску и области в целом)

♦ В прошлом году хронических алкоголиков было выявлено 27 248 человек (что, для примера, равно населению Железнодорожного района Ульяновска!). Под наблюдением участковых врачей-наркологов находились 842 подростка и 122 ребёнка (!!!) с наркологическими заболеваниями. Женщины в возрасте от 20 до 45 лет составляют 1/3 от этой цифры.

♦ За первые три месяца 2009 года в Ульяновске и области выпито 482 210 литров алкоголя (это лишь официальная – «магазинная» – статистика, шинкари в расчёт не брались).

♦ С суррогатными отравлениями по городу и области зарегистрировано 159 случаев, из них 49 – с летальным исходом.

♦ На учёте наркологов с диагнозом «белая горячка» состоят 1 311 человек, из них 2 подростка.

ЗАПОЙ НАЧИНАЕТСЯ С ПОХМЕЛЬЯ

– Иной раз слышишь: «Ах, если бы ему налили 100 грамм – он бы выжил…». Ничего подобного! Это лишь отсрочка смерти, -считает Владимир Завьялов. – И такие «выздоровления» – всего-навсего чудовищные совпадения. Ну не может человек вернуться с того света, когда у него отказали нервная система, печень и сердце! Так что запомните: похмеляться ни в коем случае не нужно! Или пользоваться сомнительными методами, дабы избежать похмелья. К примеру, аспирин и анальгин, которые кидают себе в пойло американцы, вопреки расхожему мнению, нисколько не снимают похмелья, они лишь ускоряют опьянение. С ним согласен доктор Кузнецов: – Похмелье лучше перетерпеть. Потому что опохмеление почти в ста случаях из ста перерастает в запой.

ГРУППЫ РИСКА

Наиболее страшные виды алкоголизма, с точки зрения медицины – пивной и женский. Первому подвержены, в основном, те же подростки и люди пожилого возраста. Главное заблуждение здесь в том, что пиво считается слабоалкогольным напитком и, следовательно, менее вредным. Но так думают сами пьющие. Врачи же утверждают, что как раз слабоалкогольные напитки.затягивают в объятия змия быстрее и крепче. Особенно это касается женщин и подростков.

И ещё… Любители пива и женщины более «простых выпивох» подвержены белой горячке. Следует запомнить также^что тот, кто пьёт 2-3 раза в месяц, уже считается «часто употребляющим». Так что не обольщайтесь на предмет «двухсот грамм в честь конца рабочей недели», поскольку всё начинается с мелочей…

КОДИРОВАНИЕ: ЧТО И КАК?

Кодирование – дело добровольное. И приносит положительные результаты, только если человек сам этого хочет. Любое кодирование – будь то метод психоубеждения по Довженко или тривиальное введение в кровь специальных препаратов – всегда производится с согласия самого пациента.

– Нельзя выделить более действенный метод, оба хороши по-своему, – уверил нас Кузнецов. – Просто доктор должен быть и психоаналитиком, и физиологом, чтобы подобрать оптимальный способ кодирования отдельно взятого пациента. К слову, результаты кодирования могут быть не только положительными. В случае, если пациент нарушает условие, то есть пьёт раньше положенного срока (а кодируют у нас на срок от года до трёх), последствия могут быть самыми неприглядными – от «белой горячки» до необратимого поражения внутренних органов. Летальный исход также возможен.

НА ПОСОШОК

В числе обитателей наркодиспансера на улице Полбина есть человек, который недавно в алкогольном бреду отписал свою квартиру чужим людям. Несколько бутылок халявной водки сделали его бомжом. Другой (кстати, ветеран чеченской войны) никому не нужным «овощем» валяется на больничной койке.

Есть, правда, исключения. Один бывший пациент шестой год подряд дарит докторам цветы и конфеты. Когда-то алкоголизм поставил его на край пропасти, наркологи же спасли его от гибели.