«Рукопашный труд» – сказал кто-то из знакомых о творчестве Ольги Юдинских из Димитровграда. Эта хрупкая женщина все свои силы отдает воссозданию забытого старинного искусства. На днях в музее Ленинского мемориала открылась ее персональная выставка.
Более 80 работ вошли в экспозицию. И в каждую из них можно долго-долго вглядываться и находить новые детали.
– Есть работы с секретами, – рассказывает автор. – К примеру, сделаны всякие крышечки, под которыми можно что-то спрятать.
В мастерской и галерее Юдинских в Димитровграде в этих деталях, пожалуй, можно будет и потеряться. Там хранится около тысячи созданных автором работ. Критики Ольгу за такой размах ругают: лучше бы внимание на детей обратила и взяла пример с современных художников, которые, как картину напишут, начинают искать, кому бы ее продать, и, пока не пристроят, за новую не возьмутся. Или хотя бы дождалась, пока на творчество ее обратят внимание власти и меценаты и выделят помещение, а то сейчас новым работам храниться негде. Но Юдинских, говорит ее подруга, руководитель димитровградской писательской организации «Слово» Александра Белова, как взяла однажды в руки глину, так и творит из нее, и не может остановиться.
Глина – один из материалов, с которым работает Юдинских. Главный же компонент ее работ – левкас.
Это изготовленное по старинным рецептам тесто-грунт. Левкас изобрели древнерусские живописцы, точнее, иконописцы, ведь другой живописи на Руси долго и не было. Потом техника была утеряна, а Ольга Юдинских взялась ее восстанавливать. Сейчас она, пожалуй, единственная в стране художница, делающая объемные картины из левкаса. Критики долгое время не могли решить, как же назвать эти необычные работы, ведь к керамике и левкасу художница зачастую присоединяет и другие детали, составляя коллажи. В итоге феномен Юдинских назвали живописным рельефом.
Выставленные в Ульяновске рельефы можно долго рассматривать не только из-за спрятанных в них секретов, но и из-за заложенного в работы смысла. Все они объединены сказкой-притчей «Открывание Люка», которую сочинила Юдинских.
Материал для притчи о смысле жизни собирался сам – из непростого жизненного опыта художницы. Сначала рождались идеи и афоризмы, потом сложилась картина книги. В ней Король и Королева ищут путь самосовершенствования, но если Король заражается алчностью, то он превращается в Дракона и получает прихвостней-портняжек.
Названия работ, иллюстрирующих притчу и саму жизнь, тоже сказочные: «Ангелы везде и всюду», «Слово – серебро, молчание – золото», «Прописная притча стояния».
Здесь и застывшие букеты цветов, и украшенные россыпью камней короны, и необычные музыкальные сюжеты, и спрятавшиеся за обыденными пейзажами ангелы.
Отдельное место занимают работы, посвященные теме России и религии. Одна из них, «Богородица, борющаяся со злом», – любимая автором. Подобный сюжет крайне редко встречается на иконах, и Юдинских пришлось изучить немало материалов, прежде чем создать это похожее на лик полотно.
О родной стране – и необычная словарная работа «Формула добродетели России». В одной картине художница соединила добрые чувства, исконно почитавшиеся на Руси. Многие из этих слов мы уже и позабыли: всепрощение, смиреннолюбие, непамятозлобие, милостыня, щедродаяние. А о родном Димитровграде – нереализованная задумка художницы: установка над городом статуи ангела-хранителя.
Лидия ПЕХТЕРЕВА.