Не знаю, как у кого, но лично у меня сложился некий стереотип образа неплательщика – этакий худенький оборвыш с голодными глазами. Или некая старушка-пенсионерка с тощеньким кошельком. Но стоило мне посвятить пару дней участию в рейдах по отключению горячей воды у злостных неплательщиков вместе с ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района», ООО «Сервис-Град» и представителем администрации Железнодорожного района, как собирательный образ этих людей стал иным.

– Да что вы, конечно же, все наоборот: бабушки и дедушки, получив пенсию, в первую очередь идут платить за коммунальные услуги -они самые надежные плательщики. Мы точно знаем: приближается день выдачи пенсии, значит, в кассу начинают поступать платежи, значит, мы – хотя бы частично – сможем расплатиться с подрядчиками, – говорит руководитель ОАО «ДК Железнодорожного района» Николай Гурьянов.

Портрет должника в интерьере

Итак, кто они, у кого сейчас отключат горячую воду? Это те, кто не платит уже несколько лет за те удобства, к которым уже привыкли.

Любимое слово у них – «кризис». Вот нам открывает дверь здоровенный детина двадцати с лишним лет, житель улицы Опытная. Почему не платит? Говорит, кризис. Денег нет, сокращен на работе. Предлагают другие рабочие места -там мало платят. Значит, лучше вообще не работать? Сотрудница ОАО «ДК Железнодорожного района» говорит – можем, мол, предоставить работу дворника. Опять «минималка», морщит нос детина, ну уж нет, лучше без воды. Где логика?

Ее нет и у следующей неплательщицы – молодой женщины с двумя детьми. Не работает. Почему? Отвечает: «Потому что мужа нет». У другой -.ответ: «Хотела было заплатить, так касса не работает». Как будто нельзя это сделать в любом отделении Сбербанка или на почте.

Другая нерадивая плательщица, у которой долг тянется с 2004 года – тогда и кризиса никакого не было, – объясняет, что ответственный квартиросъемщик – свекор, сам давно уже не живет здесь, но почему-то оплачивать «коммуналку» не хочет. Вот как раз свекра-то и можно понять: кто услугами пользуется, тот и платить должен.

Как объяснить, почему несколько лет не оплачена квартира, которую сдают внаем? Доход от нее получают, значит, и платить, должно быть, есть чем. Ну если, конечно, деньги не пропивают полностью. А среди неплательщиков как раз таких очень много.

И совсем уже развенчивает миф о том, что не платят только сирые да убогие, такой факт. Живет некий риэлтор в районе улицы 12 Сентября. Купил радом квартиру дочери. У обоих – долг за коммунальные услуги более 100 тысяч. Но ведь всем предлагают: заключите договор с управляющей компанией на рассрочку платежей. Ведь это тоже выход. Но нет, отделываются только обещаниями – завтра заплачу. А завтра опять будет завтра.

Работа по отключению услуг – далеко не мед. Теперь и я знаю, каково это. Вроде людей жалко. Многие нарочно в день отключения детей в школы-садики не отправляют, для жалости что ли? И начинаются отговорки, обещания. Некоторые неплательщики настолько агрессивны, что создается обманчивое впечатление, будто виноваты во всем эти люди, кому в обязанности вменили отключение.

Но вот отключили горячую воду у того же риэлтора – он опять не платит. Разумеется, у разных людей – разные обстоятельства. Потому и приглашаются они в управляющую компанию, чтобы заключить договор на основании этих обстоятельств.

Что делать, кто виноват?

– Неплатежи – это проблема социальная, -говорит Николай Гурьянов. – Очень у нас несовершенная, во многом противоречивая правовая база. Мне непонятно – почему, если человек не платит алименты, его за границу не пускают. Все происходит наоборот, когда он не платит за услуги. Как же так? Он же должник. Почему ему разрешают, несмотря на долги, брать форму №8, заниматься обменом квартир?

– Я слышала, в вашем районе большая доля долгов за общежитиями?

– Да, это целая проблема. Их у нас 30. Некоторым дали статус жилья, и многие, например, по улице Аверьянова, 3, должны нам около двух миллионов! За общежитиями – треть долга целого района. Придем туда – там то квартиранты, то никто не открывает. Проблема эта никак не сдвигается.

Группа из шести человек, сотрудников ОАО «ДК Железнодорожного района», работает с должниками. Можно представить, что это за объем работы, когда компания охватывает 730 объектов! А задолженность, между прочим, огромная: около 100 миллионов рублей. Такого долга никогда не было, и вообще, говорит Николай Алексеевич, не только в районе, но и во всем городе не было. С 1 марта вручено 1816 уведомлений на сумму 31 миллион рублей. В январе собрали 800 тысяч рублей. 86 соглашений заключено с неплательщиками о добровольном погашении долга, в рассрочку – почему-то немногие пошли на реструктуризацию долга. Всего один человек согласился отработать на общественных работах’ в счет ликвидации задолженности. Между тем вакансии есть – желающих вот только не видно. Зато во время рейда, ближе к полудню, открывает дверь молодая, полная сил женщина и, позевывая и потягиваясь, говорит, что нет работы и платить нечем.

-11 квартир в этом году мы отключили от услуг – горячего водоснабжения и электроэнергии. Работу эту будем продолжать. Решили: каждую неделю одно ЖЭУ будет отключать должников, -рассказали в руководстве управляющей компании. – Мы ведь ведем с людьми работу, прежде чем пойти на эти меры. Даем в СМИ объявления, повесили баннер с призывом рассчитаться с долгами и платить вовремя.

Но эти меры не слишком действенные, считает руководитель компании. Конечно, говорит он, надо законы ужесточать.

Но не все так трагично – работа с должниками продолжится, сотрудники ОАО «ДК Железнодорожного района» ищут новые пути сокращения задолженности.

Беседовала Елена ФЕДОРОВА