Версия

Общеизвестно, что первая нефть в нашей области была обнаружена на большой глубине в 1949 году в Николаевском районе возле села Баевки. Но это оказывается не так.

В книге «Очерки истории техники в России» повествуется, что «безрезультатным оказалось поданное в 1738 г. в канцелярию главной артиллерии донесение рекрута Ярославского посада Я. Шаханина об открытии нефти на р. Волге ниже Симбирска. Собранные им образцы были доставлены на Самарские серные заводы и в 1741 г. исследовались в лаборатории профессора натуральной истории И. Аммана при Петербургской академии наук. Но, получив экспертное заключение Аммана, канцелярия так и не приняла решение о разработке найденного нефтяного источника, ограничившись посылкой указа о представлении дополнительных сведений, « из чего оная (нефть) вынимана, из камня или из воды».

И вот здесь возникает вопрос: а не эти ли выходы нефти, открытые около трёх веков назад и есть те самые нефтяные загрязнения, «обнаруженные» несколько лет назад в Винновской роще? Ведь всё сходится: и «ниже Симбирска», и «на р.Волге», и «нефть». Это в настоящее время Винновская роща находится в городской черта, а то далёкое время она была значительно ниже городской черты Симбирска.

Как оказалась нефть в Винновской роще на поверхности земли? А так же как и в других местах, например, возле г. Ухты, в долине р. Терек, рядом с г. Баку. На ст. Охотничья в 1953 г. при опробовании опорной скважины на глубине 1095 м была обнаружена нефть. Её было очень мало и она была очень вязкая. Сколько не старались нефтеразведчики – выше 40 метров от места своего обнаружения нефть не поднималась. Скважину тогда законсервировали, приварив на устье обсадной колонны заглушку, а нефтеразведчиков «перебросили» в Новоспасский район. В таком состоянии скважина находилась 13 лет…

Когда комиссия, в составе которой был и автор этих строк, производив шая в 1966 г. обследование состояния нефтеразведочных скважин в нашей области, что нефть, преодолев километровую высоту, оказалась на устье скважины и «повредив» сварочный шов стала вытекать на поверхность. Если на ст. Охотничья выход нефти на поверхность земли произошёл по обсадной трубе, то в природе, в результате огромного горного давления, происходит то же самое, но только по тектоническим трещинам и по многочисленным поровым пространствам в трещиноватых горных породах. А так как тех и других возле Ульяновска имеется в изобилии, то не исключено, что на Винновском перешейке, – «одном из самых загадочных геологических образований» нашего региона, и «оказались» выходы нефти. Однако, говорят, что это не нефть, а какой то нефтепродукт, сродни солярки. Здесь, видимо, в процессе миграции в недрах земли произошла её естественная «перегонка». Попутный газ, бензин и керосин через трещины «испарились», мазут «застрял» в порах, образовав залежи гудрона, как возле Сызрани, и только «солярка» «добралась» до дневной поверхности…

В качестве основного источника, откуда «притекла» нефть в Винновскую рощу, может быть то месторождение, которое было открыто в 1953 г. на ст. Охотничья. Но может быть и другое, которое ещё не обнаружили геологи-нефтяники. Насколько мне известно, на территории около Ульяновска серьёзных геологических исследований на нефть не проводилось…

Я не стараюсь исключить вины хозяйственников загрязнении окружающей среды. Но как краевед-любитель и инженер-нефтяник более склонен, что «открытие нефти на р. Волге ниже Симбирска в 1738 году» и «обнаружение» несколько лет назад выходов нефтепродуктов на территории Винновской рощи – одно и то же… Если же всё же не одно и то же, то не исключено, что нефтяной источник природного происхождения находится где-то рядом под слоем оползневых масс…

Видимо, геологам-нефтяникам следовало бы основательно «покопаться» в ок- ресностях Ульяновска и тем самым «выполнить» указ царской канцелярии по определению «из чего оная (нефть) вьшимана» ниже Синбирска…

Юрий ОСИПОВ