Первого мая в Ульяновске откроется парковый сезон. А техническая проверка аттракционов намечена… на июль. Таким образом, жизнь и здоровье отдыхающих горожан поставлены под угрозу. Кто ответственен за эту авантюру?

Опасный отдых

Не за горами лето, и большинство горожан целыми семьями хлынут на просторы пляжей и парков Ульяновска. А вот в каком состоянии находятся работающие там городские аттракционы – не понятно. Между тем, мэрия Ульяновска уже раструбила, что с 1 мая официально открывается сезон парков культуры и отдыха. Но, похоже, горожане будут посещать их, рискуя своими жизнями, ведь проверять техническое состояние горок и каруселей, по информации той же мэрии, будут только летом!

Пока гром не грянет

Сегодня в Ульяновске работают 6 муниципальных парков: “Имени Матросова”, “Винновская роща”, “Имени Свердлова”, “40 лет ВЛКСМ”, “Победа” и “Прибрежный”. Практически все они уже досрочно, чуть ли не с марта, открыли сезон работы аттракционов. Поэтому сейчас в “лётную погоду”, а именно по ней пока ориентируется руководство парков, запуская машины, там можно прокатиться практически на любом аттракционе. Разница только в ваших пожеланиях и в цене – от 30 до 80 кровных рубликов. Вот только за эти деньги безопасность вам вряд ли смогут гарантировать. Понять это можно не только по внешнему виду большинства аттракционов, которые, кстати, доверия не внушают. И немудрено, ведь достались они паркам с советских времён, и на многих из них катались ещё родители теперешних посетителей. Говорит об опасности ульяновских каруселей и то, что последний раз муниципальные аттракционы проверялись технической комиссией аж в 2007 году, а на следующую проверку городское Управление культуры получит деньги только этим летом. Конечно, если эти деньги не сиквестируют…

Между тем, большая часть аттракционов наших парков сошла с заводских конвейеров ещё во времена Советского Союза, в начале 80-х годов прошлого века. Согласно техническим требованиям, такие машины эксплуатируются, в среднем, в течение шести-восьми лет. Затем, после специальной проверки и выдачи соответствующих документов, аттракцион может работать ещё пять лет. После этого он должен подвергаться техническому освидетельствованию каждый год. Но, как нам рассказал директор парка “Имени Свердлова” Вячеслав Буяндуков, пока в Ульяновск не приедут специальные проверяющие организации из Подмосковья, имеющие на это лицензию, свои аттракционы они проверяют своими силами.

В 2008 году в разных городах России произошло как минимум пять смертельных случаев, связанных с катанием на аттракционах. А в стране до сих пор не выработано единое законодательство в отношении их безопасности. Сейчас за состоянием развлекательных машин должны следить местные власти, но на практике это правило срабатывает далеко не всегда.

Почему ульяновские парки вымирают

Ещё в 2002 году Министерство культуры России упразднило инспекцию по контролю за эксплуатацией аттракционов и охране труда. Год спустя Госдума РФ приняла закон «О техническом регулировании», который предписал владельцам аттракционов следовать техническому регламенту. Но самого этого регламента до сих пор так и нет. Приняты только добровольные ГОСТы, по которым проходит также добровольная сертификация.

Совсем недавно монополистом в деле организации культурного досуга людей было государство. Сейчас ситуация изменилась, но в лучшую ли сторону- ещё вопрос…

Теперь финансовую помощь паркам культуры должны оказывать муниципалитеты. Но на практике эта помощь бывает не денежной, а “натуральной” или “знаковой”, связанной с какими-то готовящимися в городе событиями, будь то Масленица, День города или Сабантуй. Помогают власти и согнать школьников, чтобы те подсобили убрать территорию к новому сезону. Вот только проблемы допотопного состояния аттракционов в наших парках культуры эта помощь никак не решает.

Все муниципальные парки работают по принципу самоокупаемости. А окупаемость эта стоит на грани разорения по нескольким причинам.

Первое – это плачевное состояние большинства аттракционов, которое не позволяет брать’ большую плату с посетителей: какой товар – такой и купец. Тут же образуется замкнутый круг: нет прибыли – следовательно, не на что покупать новые качели-карусели. По словам директора парка “Победа” Александра Фомина, только один детский аттракцион стоит, приблизительно, 400 тысяч рублей, а, например, обновить любимое ульяновцами колесо обозрения, называемое в народе “чёртовым колесом”, обойдётся парку аж в 8 миллионов целковых!

Второе, от чего страдают ульяновские аттракционы – это конкуренция заезжих гастролёров. Передвижные парки не особо пекутся о безопасности своих посетителей: для них главное – прибыль, а, случись что, гастролёры тут же покидают город. Мало того, именно эти аттракционы лишают прибыли муниципальные парки. В других регионах с ними уже давно борются. Например, в соседнем с нами Тольятти в город их просто не пускают. А в Ульяновске такие сомнительные карусели почему-то в почёте и зимой, и летом, хоть и нарушают спокойствие горожан. Так, ставшие уже постоянным атрибутом площади 100-летия Ленина бесчисленные луна-парки не дают спокойно учиться студентам педуниверситета. Порой из-за музыки и гула автоматики в аудиториях просто не слышно преподавателей. Помимо этого, парки-однодневки не всегда имеют всю необходимую разрешительную документацию.

Третье – это отношение муниципалитета к финансированию парков, которое чаще всего происходит по остаточному принципу. Например, в прошлом году – впервые за последнее время – всем паркам Ульяновска выделили по 120 тысяч рублей. И всё.

Что делать?

Как возродить ульяновское парковое хозяйство? Наверное, это вопрос разрешимый – было бы желание. Парки готовы сами зарабатывать на свои нужды, лишь бы никто не мешал. Ведь спонсоры или инвесторы согласны вкладывать средства лишь на условиях полного контроля за территориями городских парков и движением денег. Пока же на нищих ульяновских парках умудряются ещё и наживаться. Спросите – кто? Да та же городская власть. Так, на “Справедливый телефон” обратились маляры, которые ещё в мае прошлого года ко Дню города, рискуя жизнями, красили колесо обозрения в “Винновской роще”. Людям до сих пор не заплатили за сделанную ими работу. А недавно в администрации Железнодорожного района им сказали, что, мол, обращайтесь в любое время по любым вопросам, а денег у нас нет!

По оценкам экспертов, в России катание на аттракционах заканчивается летальным исходом в 5-10 раз чаще, чем в других странах. При этом по вине самих посетителей происходит лишь 10% несчастных случаев

Виктория ЧАЙКИНА