На минувшей неделе мэр Ульяновска Сергей Ермаков презентовал на Международной ассамблее крупных городов (МАГ) разработки ученых нашего технического университета в области очистки питьевых и сточных вод. И они чрезвычайно заинтересовали ряд городов. Москва взяла ульяновские материалы для изучения и внедрения у себя.
Проблему питьевой воды МАГ, представляющая интересы пятидесяти с лишним миллионов россиян, широко рассматривает не первый раз. С чем связан такой интерес, и какие у нас перспективы на совершенствование водоснабжения? Об этом мы говорили с мэром Ульяновска Сергеем Ермаковым.
– Сергей Николаевич, 58 крупных городов озаботились качеством питьевой воды. Значит, это общая проблема? Везде с водой плохо?
– Не ошибусь, если скажу, что эта проблема общая для всего мира. Вода если уже не стала стратегическим ресурсом, то в ближайшее время станет: питьевой воды на земле не хватает. Россия богата на воду, один Байкал чего стоит. Только это богатство надо разумно расходовать.
На сессии МАГ все сошлись на том, что система добычи, подготовки, транспортировки и доведения воды до потребителя требует кардинального улучшения. Сегодня механической очистки воды мало, мало хлорирования. Нужны более совершенные методы очистки. В Ульяновске есть уникальные разработки ученых Ульяновского технического университета под руководством доктора технических наук Булыжева в области очистки питьевых и сточных вод. Они предполагают существенную экономию энергозатрат, расхода реагентов… Участники сессии ими очень заинтересовались. А москвичи взяли наши материалы в работу. Москва здорово продвинулась в этом деле, там функционирует совершеннейшая система водоочистки. Два месяца назад мы ездили на водоочистные сооружения «Мосводоканала».
– На Москву трудно равняться?
– В Москве во многих квартирах – уже три водопроводных крана: горячей воды, холодной воды и холодной очень чистой воды. Дорогостоящее оборудование для очистки воды монтируется в подвальном помещении дома, и такую очищенную воду, конечно, можно пить некипяченой. Но это только в Москве. В остальных городах ситуация приблизительно одинаковая. Мы ездили на водоочистные сооружения в Рязани. Наши – мощнее. Вообще наш «Водоканал» достойно выглядит на общем фоне, хотя проблем немало.
– Какие у нас перспективы в смысле улучшения качества питьевой воды? Наработки наших ученых внедряем?
– Пока это только научные исследования, но они сейчас просчитываются. У нас есть план реконструкции оборудования «Водоканала». В него включены элементы этих технологических разработок.
В нашей области надо не только реконструировать добычу воды из Волги, но и развивать артезианскую систему. Вода из артезианских скважин чище родниковой, потому что проходит через очень мощный слой природных фильтров. Новый город получает артезианскую воду с примесью волжской. И она гораздо лучше.
– Кажется, в девяностые годы начинали реализовывать план обеспечения Ульяновска артезианской водой?
– Да, это был план строительства подземных водозаборных сооружений Барышско-Кузоватовского месторождения. Освоение богатых запасов воды началось, но прекратилось в связи с недостатком средств. Проблема обеспечения ульяновцев качественной питьевой водой была бы решена, если бы этот проект был реализован. И он будет реализован, но это дело не, ближайшего года или двух.
– Но вкус к хорошей воде у ульяновцев есть уже сегодня. Во всяком случае, бутилированная вода у нас очень востребована…
– Продажа бутилированной воды -большое достижение. Кроме того, в рамках федеральной программы обеспечения россиян доброкачественной питьевой водой в городе работает проект «Ключ здоровья». Вода хорошая, цена приемлемая. Люди ее хорошо берут – за месяц около семисот тысяч литров. Но это все равно полностью проблему не снимает.
– Что реально дает обсуждение таких проблем на уровне МАГ?
– Прежде всего, это хороший обмен опытом. Очистка воды ультразвуком и ультрафиолетом, замена агрессивного хлора на хлорамин, другие новинки – все это внедряется в результате изучения опыта других городов.
– Сергей Николаевич, Вы бываете во многих российских городах, в рамках МАГ тесно общаетесь с мэрами… Как выглядит наш город на общем фоне?
– Я внес предложение провести сессию МАГ в Ульяновске. Если его примут, то тогда нас оценят со стороны. Когда я бываю в других городах, все стараюсь посмотреть: как во дворах, в каком состоянии контейнерные площадки, автостоянки, магазины. В чем-то другие лучше, в чем-то – мы. В Оренбурге, например, зимой снег не вывозят. Такие горы вдоль тротуаров, что пешеходы другой стороны улицы не видят. Но летом Оренбург красивее, там цветов больше.
На этот раз сессия МАГ состоялась в Рязани. Позавидовал, как город вычищен. За город поехали смотреть водозабор – по дороге никаких свалок. У нас – одна на другой, причем если на этой неделе мы свалку несанкционированную ликвидируем, на следующей она опять появится. Менталитет у населения такой. Понравился мне опыт, который внедрили на Ставрополье, правда, о нем я прочитал в газете. Там коммунальщики города Михайловска возвращают мусор, выброшенный в неположенном месте, владельцам. Прямо с доставкой на дом. Интересное решение, мы пока до этого не дошли. А может, и надо бы.
Записала Татьяна ТОМИНА