Люди, даже лишившись зарплат, не желают записываться в дворники.
– Общественные работы по определению не требуют какой-то особой квалификации, – рассказала главный специалист областного департамента труда и занятости Светлана Смагина.
– Возможно, это и отпугивает людей -не каждый человек с высшим образованием согласится мести улицу. Хотя все зависит от конкретной ситуации. Одну мою приятельницу сократили в банке и на предложение поучаствовать в общественных работах она сразу согласилась. А что делать, если каждая копейка на счету?
У каждого, кто записался в добровольцы, – свой размер получки. У бывшей горничной автозаводской гостиницы Любови все по максимуму: 4900 рублей «биржевых», 4330 рублей за общественные работы, плюс 1700 рублей материальной помощи от службы занятости – всего около 11 тысяч рублей. Но таких единицы. Чтобы иметь более-менее приличный заработок, нужно заниматься благоустройством полный рабочий день, иметь до увольнения высокую зарплату и еще при условии, что у вас на иждивении находятся дети или инвалиды. Большинство других приходят на уборку улиц в свободное от основной работы время. Галина после сокращения рабочей недели на предприятии стала получать 2300 рублей, два дня из пяти она счищает листву в парке, за что получает еще две тысячи. Ее мужа уволили с автозавода, однако наладчик с двадцатилетним стажем идти на общественные работы категорически отказался. 44-летний Александр – строитель-универсал, может выполнять работу каменщика, плотника, плиточника и штукатура. «Все стройки стоят, работать негде, -говорит мужчина, закидывая в кузов грузовика очередной пакет с мусором.
– Устраивает ли оплата?.. Хватает на хлеб. А на большее сейчас что рассчитывать…».
Человеком в хорошем настроении выглядит лишь мужчина средних лет в светлой одежде. Александр Михайлович представляется как и.о. директора парка:
– Для меня эти люди – манна небесная. Хорошо, что есть такие программы.
– Получается, кризис вам во благо?
– У любой палки два конца, – как бы оправдывается и.о. директора. -Такая сложилась ситуация в стране. Надо работать. Конечно, мало им платят, но хоть что-то… Вот бордюры покрасить нечем, доход наш – только с аттракционов, а они еще не запущены…
Армия безработных пополняется, а на все парки и улицы «общественников» все равно не хватает. Всего чиновники нашли более девяти тысяч таких рабочих мест, однако закрыли вакансии на треть. Причем рабочие места для большинства этих людей удалось найти на том. же предприятии, с которого они были сокращены.
– В основном это также благоустройство территорий, однако некоторые нашли себе занятие в заводских архивах, красят оборудование. На одном из ульяновских заводов начали разбирать все старые двигатели. Что принимают – сдают в металлолом. Уже больше четырех тонн сдали, -говорит Валерий Кранцев, начальник Управления государственной службы занятости населения по Ульяновской области.
Проблемы есть и с переобучением работников, находящихся под риском сокращения. На федеральные деньги планируется переквалифицировать 3184 человека, договоры на переобучение заключены на 2685 человек, однако в настоящее время реально учатся две сотни человек.
Откровенно разочаровало чиновников третье направление программы – массовое вовлечение безработных в занятие собственным бизнесом. Потерявшим работу предлагается получить годовое пособие по безработице разом на «раскрутку». Из плана в тысячу человек проявили интерес к возможности открыть свое дело только 70.
Вадим ПИЛЮКОВ