Бюджеты муниципальных образований (МО) ограничены в средствах – это стало почти аксиомой российской жизни. Ведь в МО зачастую мала налогооблагаемая база, особенно в сельских районах. Однако деньги для поселений лежат буквально под ногами. Это земля, земельный налог, средства от уплаты которого целиком остаются в МО. Сегодня, по оценкам специалистов, в Ульяновской области недоплачиваются сотни миллионов рублей земельного налога в год. Точной суммы не может назвать никто.

Споры насчет земли идут в перестроечной России постоянно. Сначала спорили, можно ли отдавать землю в частную собственность. Потом – можно ли продавать ее. Позже – стоит ли разрешить все это делать и с землями сельскохозяйственного назначения. В конце концов все разрешили, но теперь остро стоят проблемы оформления земельных участков, составления четкой базы данных по ним, кадастровой оценим. Отсутствие порядка в этих сферах приводит сегодня к большому недобору земельного налога с площадей, которые находятся в обороте, реально используются. Все понимают, что земля – надежный товар, что владеть ею выгодно, однако многие хотят владеть половчее.

Вот как оценивают ситуацию ульяновские представители Федеральной налоговой службы: «Оформление прав собственности производится на добровольной основе, что привело к парадоксальной ситуации. Во многих случаях землепользование осуществляется без уплаты земельного налога или арендной платы, а в ряде случаев процесс оформления земли в собственность преднамеренно затягивается – при этом межевание участков, определение кадастровой стоимости, выделение долей, оформление прав собственности производятся крайне медленно. Одной из причин создавшегося положения является отсутствие в области надлежащего земельного контроля».

К тому, что ряд собственников, пользуясь землей, намеренно затягивает ее оформление, следует добавить сложность и дороговизну процедуры. Многих владельцев отпугивает именно это, особенно стариков в селах. Пожилые люди понимают, что длинный путь оформления своих земельных долей не осилят, да и ради чего? Чтобы платить земельный налог с нищенской пенсии? Ведь за продажу или аренду участков ульяновским сельчанам часто предлагают сущие копейки. Вот и выходит, что нет у сельхозугодий добросовестного собственника.

Проблемы сбора земельного налога обостряются еще некоторыми факторами. Это – расхождение баз данных различных федеральных и областных структур по плательщикам налога, по земельным участкам и их правообладателям (нередко в сведениях числятся давно умершие люди или выехавшие неизвестно куда). Это – разрозненность действий, слабое сотрудничество органов муниципальных образований, подразделений Федеральной налоговой службы, Роснедвижимости, Росрегистрации, Земельной кадастровой палаты.

Попытку скоординировать действия всех заинтересованных сторон предприняло областное Законодательное Собрание. Депутаты вышли с инициативой проводить межведомственные совещания под эгидой комитета ЗС по аграрным вопросам, природопользованию, природным ресурсам и экологии для выработки взаимоприемлемых решений. Первое такое заседание аграрного комитета ЗС состоялось недавно в Новоспасском. Имущественные вопросы земель сельскохозяйственного назначения рассматривались с участием представителей пяти южных районов области.

– Работа по вовлечению в оборот неиспользуемых сельхозугодий дает за последние годы хорошие результаты, – говорит член аграрного комитета ЗС, депутат Равиль Насыров. – В агропромкомплекс приходят инвесторы, вкладывают средства. По сравнению с 2004 годом площадь неиспользуемой пашни в Ульяновской области сократилась вдвое, сегодня в сельхозпроизводстве задействовано 1,25 млн гектаров земли. Значит, она работает, находится в обороте, приносит кому-то доход. А как с оформлением, с уплатой налогов? Тут возникают проблемы. Например, глава Радищевского района, выступая на заседании в Новоспасском, предположил, что его район недополучает сегодня более двух миллионов рублей земельного налога. То есть почти столько же, сколько было собрано в 2008 году. Думаю, это он еще поскромничал: счет по области идет на сотни миллионов рублей недобора в год, которых как раз не хватает бюджетам сельских поселений. После реорганизации хозяйств на селе, сопровождавшейся в том числе приватизацией земель, многие бывшие хозяйства уже не являются ни собственниками, ни землепользователями. Земельные участки находятся в общедолевой собственности граждан, получивших в соответствии с законодательством земельные доли в процессе приватизации. Плательщиками земельного налога за эти участки становятся граждане. А если продадут свои доли, внесут в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или взноса в паевой фонд кооператива, то право собственности переходит к указанным организациям и тогда они должны уплачивать налог. Однако, к сожалению, ни те, ни другие не торопятся оформить в установленном порядке право собственности на земельные участки и платить положенное. А если собственник юридически не определен, то фискальные органы не вправе требовать отчислений в виде земельного налога. Выходит, хозяйствующие субъекты получают прибыль на земле, но деньги на решение социальных проблем территорий в бюджеты МО не поступают. Подобное порой тянется не один год. Наш комитет недаром провел выездное заседание: хотелось напрямую послушать руководителей из глубинки, специалистов. И такой обмен мнениями состоялся, были высказаны предложения о том, как наводить порядок. Многое, на мой взгляд, тут зависит от работы глав поселений, хоть они и жалуются на всякие помехи. Ведь поселениям увеличение налоговых сборов необходимо в первую очередь. Поэтому мы рекомендовали органам местного самоуправления активизировать работу по уточнению информации об организациях и физических лицах, обладающих земельными участками на праве собственности, для выявления фактических пользователей в каждом МО. А главное, конечно, – четкое взаимодействие всех органов власти, областных и федеральных структур, завязанных на имущественных отношениях и сборе земельного налога. Задача нашего комитета – объединить эти усилия. В ближайшее время планируем еще провести выездное заседание на эту тему, скорее всего, в западных районах области. К тому времени появятся какие-то новые наработки, рекомендации. Часть из них уже появилась. По итогам заседания аграрного комитета Законодательное Собрание приняло постановление. Решено поддержать проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» для продления срока оформления земельных участков до 2012 года. Также рекомендовано управлению ФНС по Ульяновской области направить в администрации МО списки юридических лиц и предпринимателей, являющихся плательщиками земельного налога; областному правительству обеспечить финансирование в необходимых объемах областной целевой программы «Создание системы кадастра» недвижимости в Ульяновской области (2008-2011 годы)»; областному департаменту госимущества и земельных отношений активизировать работу по проверкам земельных участков, использующихся без правоустанавливающих документов, находящихся в собственности Ульяновской области, и участков, госсобственность на которые не разграничена.

Кстати, стоит отметить, что, несмотря на препоны, сборы земельного налога, по данным управления ФНС, все-таки выросли в прошлом году во всех районах области и в большинстве поселений. Положительной динамике требуется придать дополнительный импульс.

Сергей ГОНЧАРОВ.

Подготовлено при участии пресс-службы Законодательного Собрания области.