Согласно милицейской статистике по Ульяновской области, на 24 апреля 2009 года в розыске находились 23 подростка, из них 4 – воспитанники детских домов. Общее количество «потерянных» за первые три месяца этого года детей составило 133 человека. Из них 81 убежали из дома, и 52 – из госучреждений. Сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних «по горячим следам» удалось разыскать 34 ребенка, уголовный розыск вернул еще 37, 54 сами вернулись в отчий дом. 8 беглецов пропали бесследно.
Почему дети бегут от родителей? Что со сбежавшими детьми делает вольная жизнь и как их вернуть – пытались понять журналисты «Молодёжной газеты».
Сбежавшие дети
Времена, когда дети брали под мышку глобус, тёплые вещи и бежали за романтикой и поисками новых миров, прошли. Теперь «наше светлое будущее» уходит… в никуда. Самые отчаянные из них находят временный приют в заброшенных домах, на чердаках, в подвалах и подъездах многоэтажек. Известен случай, когда в Ленинском районе из колодца теплосети милиционеры достали сразу пятерых беглецов.
Денис К. уже больше года бродяжничает, хотя вырос в обычной семье. После того, как родители разошлись, и у него появился отчим, мальчишка в знак протеста ушёл из дома:
– А че? На улице прикольно! Можно лазить, где угодно и с кем хочешь. А когда «бабки» кончатся, то, как их достать, мы уже знаем. И на фиг учиться и работать?
17-летняя Татьяна, воспитанница интерната, побегом решила доказать воспитателям, что она уже не ребёнок:
– Распсиховалась – вот и убежала. Покурить нам не дали. Вот я и выразила свой протест!
12-летний отличник Павел X. просто устал каждый день сидеть над учебниками до двенадцати ночи. Он мог бы ложиться спать, как все, но мама хотела иметь гениального сына: «Вот только принеси «четвёрку» – ты у меня получишь!» – приговаривала женщина. Между тем, предугадать, склонен ребенок к побегу или нет – сложно.
– Бегут все, – говорит начальник отдела пчелам несовершеннолетних УВД МОБ по Засвияжскому району подполковник милиции Людмила Викторовна Стрелкина, которая имеет огромный опыт работы по поиску беглецов. – И мысль, что эмо, готы и неформалы оставляют дом легче, чем обычные дети – неверна. Эти «цветы жизни» никогда не променяют квартиру на теплотрассу. Они будут диктовать условия другими причудами. А что касается полового признака, то статистические данные уравновешены 50 на 50.
Почему бегут?
– Причин ухода детей из дома несколько, – считает Людмила Викторовна. – В первую очередь, это конфликты в семье…
Первое, что толкает детей к побегам – это ссоры с родителями. Часто взрослые отчитывают своего ребёнка за проступки и не пытаются дойти до сути того, почему их чадо поступило именно так. Зачастую родители просто кричат, угрожают своим детям, а иногда и применяют физическую силу, пытаясь ставить различные «табу». Вот именно после таких методов на следующий день взрослые находят на кухонном столе записку: «Я плохой ребёнок! Найдите себе другого!».
Часто бегут из тех домов, где родителей больше волнует содержимое рюмки, чем то, как себя чувствует и чем живёт их сын или дочь. В этом случае побег – форма протеста против беспробудных пьянок взрослых и первый звоночек о том, что ребёнок уже «на грани». В такой ситуации дети часто считают, что они лишние и какие-то «не такие», раз родители променяли их на водку. Хотя дело совершенно не в детях…
Школьные психологи выделяют ещё один фактор – конфликты в школе. Дети, как и мы, взрослые, живут в обществе, и когда ребёнок не может найти общий язык со сверстниками, первое, что приходит на ум – бежать. От привычного окружения, от этих «тугих» одноклассников и педагогов бегут на улицу и находят там «понимающих» товарищей. Но, опять же, убегает ребёнок потому, что родители, вместо того, чтобы обсудить с ним взаимоотношения со сверстниками, отвечают уже приевшееся: «Давай сам, нам некогда…». Когда такое повторяется из раза в раз, дети «на эмоциях» бегут куда глаза глядят…
Зачастую беглецы прихватывают из дома деньги, чтобы хватило на первое время. А потом жизнь на улице течёт по своим, неписаным законам. И когда финансы кончаются, дети начинают попрошайничать или воровать. Вот с этого момента, когда ребёнок «переступил черту», у него может произойти сдвиг духовных ценностей и жизненных приоритетов. И исправить это уже крайне тяжело!
Если ребёнок пропал
По словам Людмилы Стрелкиной, перед уходом дети часто оставляют записки примерно следующего содержания : «Я не хочу так жить! Не ищите меня!». Первое, что должны делать родители в этой ситуации -попробовать связаться с ребёнком по телефону. Если он выключен или не отвечает, то нужно немедленно звонить в милицию. Заявление обязаны принять в первый же день, затем создаётся оперативная группа и пропавшего начинают искать.
По статистике, в Ульяновске побеги чаще всего заканчиваются через день-два, но нередки случаи, когда «потеряшки» попадают к наркоманам, сутенёрам или преступникам. Так было несколько лет назад, когда два мальчика пустились в бега и попали в компанию, где сначала их научили воровать сигареты в магазинах, а потом они убили подвыпившего мужчину, чтобы поживиться его имуществом.
Между тем, «профессиональные» бродяги из детей-беглецов получаются крайне редко, и милиция в большинстве случаев всё же возвращает подростков домой. Но надеяться только на милиционеров не стоит…
Михаил ДМИТРИЕВ
Чтобы снова «не потерять» своего ребёнка, когда он уже нашёлся и вернулся домой после побега, главное – не кричать и не ругать его. Дайте понять, что вы его любите, и попытайтесь выяснить причину его поступка. А потом вместе решите, как можно по-другому выйти из сложившейся ситуации. А вот если ребёнок подумает, что он своим побегом так ничего и не доказал взрослому миру, то он может легко переступить грань дозволенного и вновь отправиться в путь, только по тропе, откуда нет возврата…