И опять наступила весна. И вновь мы празднуем День Победы.С тех пор, как рухнул гитлеровский рейх, прошло 64 года. Это целая человеческая жизнь. Много было сказано, написано, снято «о доблестях, о подвигах, о славе». А сколько судеб, фактов из жизни людей, причастных к Победе, осталось только с ними. А так хочется, чтобы ничто не растерялось, и память просыпалась не только 9 мая, а была рядом чаще.

Давно хотела написать о женщине, чья молодость, любовь и беззаветная верность Родине пришлись на самое суровое время – время войны. Это Валентина Петровна Малашёнок (в девичестве Огаркова), мама моей подруги Ларисы Гончаровой.

С каким интересом мы слушали рассказы Валентины Петровны, как она умела перенести нас в то время, как интересно она рассказывала о послевоенной жизни. Не переставали удивляться тому, как люди всё успевали: работали, занимались спортом, ходили на концерты и в кино, учили детей, водили их в кружки, читали «запоем» книги.

Валя Огаркова родилась 1924 году в г. Шауринске Курганской области. Училась в горном техникуме. То июньское утро 1941 года Валя будет помнить всегда. В техникуме уже на третий день был объявлен призыв «Кто хочет помочь Родине?». Не было другого решения – только в первых рядах, на самую передовую линию огня! На помощь Родине!

Валю и ещё несколько девушек направили под Москву в эвакогоспиталь № 17/26, где они работали санитарками. Три года по фронтам, по госпиталям. Нет смысла описывать, как было молодой девушке тяжело. Но больше Валентина Петровна рассказывала о том, что раненые бойцы нуждались не только лекарствах и бинтах, а в огромной моральной поддержке. Вспоминала: «Подойдешь к бойцу, руку положишь, спросишь как дела дома, давно ли письмо было?». И смотришь ему становится легче, и на поправку быстрее пошёл. А в ответ слышишь: «Спасибо, сестричка!». Вот так молоденькие девчонки–сестрички, тайком утирающие слёзы, как могли, поддерживали бойцов. И откуда только у вчерашних школьниц находились мудрые слова, дающие надежду?..

Однажды, весной 1943 г., в госпиталь привезли очередного раненного бойца, и как будто что-то оборвалось в груди. А уж когда Валя нашла в кармане его гимнастерки засохшую ромашку, поняла – это судьба. Звали эту кареглазую судьбу с копной черных волнистых волос Георгий Малашёнок. И закрутила молодость. Он на одном фронте, она – на другом. Виделись очень редко, но какие это были встречи! Когда Валентина Петровна рассказывала о них, глаза её загорались, морщинки расправлялись, лицо становилось невероятно красивым.

А война продолжалась. Враг зверел, чуя скорую погибель. И так ещё два года с боями, освобождая свою территорию и территорию Западной Европы, Валя с госпиталем перешла границу своего государства. Братские народы встречали их как армию освободителей. За всю свою жизнь Валентина Петровна не видела столько цветов. Наши танки просто утопали в них…

И как вы думаете, где встретились два влюблённых сердца? Конечно в Берлине! Слава Богу остались живы! Валентина Петровна с гордостью вспоминала, как оставила свою надпись на Рейхстаге – «Здесь была Валя Огаркова».

В Германии Валентина и Георгий остались ещё на шесть лет. Он служил интендантом в Потстдаме, она работала при штабе. Валя обладала прекрасным подчерком, и ей доверяли переписку самых ценных и секретных документов. Со временем великолепно научилась печатать на машинке. Со свойственной скромностью Валентина Петровна показывала Почётные грамоты и благодарственные письма за труд. Она говорила: по-другому работать не могу. Для неё это была норма.

В 1946 году Валя и Георгий поженились, а через два года у них родилась дочь Лариса (назвали дочь в честь немецкой подруги Лорен). В 1952-м закончилась служба, и надо было выбирать место, где жить и пускать корни. Друг Георгия Малашёнка, который когда-то вынес его раненного с поля боя, пригласил к себе на родину в Ульяновск.

Валентина Петровна часто вспоминала, каким же убогим показался ей город. Улицы мощеные кирпичом и доской, кругом грязь, послевоенное запустенье. Одно радовало глаз – красавица Волга и улица Гончарова, где они часто гуляли. А когда город вырос, застроился, сожалела о том, что Волга опустела: «Мы ведь вечерами ходили посмотреть на Волгу: пароходы, яхты, всё в огнях, красиво».

На работу устроились сразу. Валентина работала в Облисполкоме, Георгий в областной организации «Вторцветмет». Трудились добросовестно до самой пенсии, имели много наград и благодарностей. Растили дочь, потом радовались красавицам внучкам, которые стали медиками по призванию.

Но время идёт, внуки растут, мы стареем, и даже самые прекрасные истории имеют конец. В 1989 году ушёл из жизни Георгий Феофилактович Малашёнок. В 2002 году не стало Валентины Петровны.

Если судьба этой женщины взволновала вас также как и меня, то это будет трогательным воспоминанием о ней и тех, кто прошел этот нелегкий путь войны. Вечная им память!

С уважением Наталья Николаевна КУЛИКОВА