Александр Розов начинает говорить, и ты замираешь, обращаясь в слух. Редко когда приходится услышать такой красивый и сильный бас. Александру Николаевичу необыкновенный голос достался по наследству от Великого Патриаршего архидиакона Константина Розова.
Александр Николаевич приезжал в Ульяновск на прошлой неделе, чтобы принять участие во вторых Розовских чтениях. Их традиционно организуют департамент культуры, УлГУ и Симбирская епархия. В программу вошли фестиваль духовной хоровой музыки и сами духовно-научные познавательные чтения. Проходящие второй год в регионе мероприятия названы в честь нашего знаменитого земляка Константина Розова. Он был известен всей Европе своим голосом.
Родившись в Симбирской губернии и отучившись в Симбирске в духовной семинарии, Константин Розов начал служить в нашем городе, где был рукоположен в сан диакона. Талант заметили, и он был переведен в Москву. Там на священнослужителя обратил внимание сам император. В 1903 году Николай II присутствовал на богослужении с участием Розова и, поразившись его пению, пригласил протодиакона служить в соборе Зимнего Дворца. Священнослужитель приглашение принял, но в 1907 году, сославшись на вредный для его здоровья петербургский климат, вернулся в Москву.
Здесь талант Розова раскрылся с наибольшей полнотой. На торжественные службы с его участием народ съезжался со всей страны. Розов участвовал в благотворительных концертах, в богослужениях в других городах.
До наших дней дошел анекдот о его выступлении в Лейпциге в 1913 году на торжествах по поводу освящения храма в память русских воинов, погибших в «битве народов» в войне с Наполеоном. Организаторы торжеств тогда просили Розова петь не в полную силу, потому что боялись за слабые барабанные перепонки германского императора Вильгельма. «Что же, шепотом служить?» – ворчал Розов. В конце концов ему разрешили служить, как обычно. Уши императора выдержали, а потом он даже приехал в Берлин, где Синодальный хор с Розовым давали концерт. Войдя в зал, первым делом Вильгельм поинтересовался, будет ли петь Розов.
Еще один анекдот в своих воспоминаниях оставила дочь Константина Розова – Людмила. Однажды он шел по Каменному мосту в Москве, там же бежала корова, а за ней – хозяйка. Женщина попросила батюшку помочь поймать скотину. И тогда он так гаркнул, что телка с испугу прыгнула в реку. Батюшка, чтобы успокоить хозяйку, дал ей денег на новую корову.
В1921 году Розов впервые за всю историю православной церкви был удостоен звания Великого Патриаршего архидиакона. Но служить в храмах ему приходилось все меньше. Вместо этого архидиакон выступал с концертами по всей стране. К примеру, сохранилась афиша его концерта в помощь голодающим Поволжья. В1923 году в возрасте 49 лет он умер.
Память о Великом архидиаконе, которого современники сравнивали с Шаляпиным, начали восстанавливать в 80-90-е годы прошлого века. Одну из статей о нем, написанную дочерью Людмилой, где говорилось, что родился Розов в Симбирской губернии, прочитали и в Ульяновске. Тогда удалось наладить связь с Людмилой Константиновной и организовать ее приезд к нам. А теперь, когда дочери Розова не стало, в Ульяновск приехал его внучатый племянник Александр.
Сильный голос и немалый рост, подтвердил Александр Николаевич, – наследственные черты Розовых. Он и сам в юности пел в университетском хоре и даже ездил с ним выступать за границей. А на лекциях (Александр Розов имеет звание профессора и доктора культурологии и является научным сотрудником Института русской литературы РАН) студенты нередко не сдерживают восхищения его голосом.
Александр Николаевич еще и правнук священно-мученика Николая Розова. Это брат Константина, служивший священником и расстрелянный в 1938 году в Уфе. Семью священника спасло то, что детей в ссылку тогда не отправили, и они остались живы. Николай Розов, папа Александра Николаевича, умер, так и не узнав, как погиб его отец. Долгое время наследникам сообщали, что виной всему был сердечный приступ, произошедший в тюрьме. И только уже в конце XX века из ФСБ пришла официальная информация о расстреле.
Розов рассказал о судьбе своего деда в докладе, с которым выступил на чтениях. Он привез в Ульяновск материалы, касающиеся его предков, в том числе уникальные фотографии, и обещал дальше поддерживать связь. История семьи Розовых и их отношений с нашим краем до сих пор полна пробелов. К примеру, на старом кладбище затерялась могила жены Великого архидиакона Любови Полововой.
Лидия ПЕХТЕРЕВА