Возможность исключения Гончаровской беседки из федерального реестра памятников и конфликт заповедника «Родина Ленина» с областным Комитетом по культурному наследию стали темами общения с журналистами побывавшего на прошлой неделе в регионе руководителя Росохранкультуры Александра Кибовского.
Кибовский приехал в Ульяновскую область, чтобы открыть в селе Прислониха новый объект культурного наследия. Это первое в России достопримечательное место, получившее название «Родина Пластова». Вошли в охраняемую территорию сама Прислониха, сельхозугодья и земли лесного фонда, где работал художник. Есть планы по приданию «Родине Пластова» статуса федерального заповедника.
После посещения Прислонихи руководитель Росохранкультуры осмотрел восстановленную беседку Гончарова и рассказал, что, несмотря на то, что беседка по сути является новоделом, статуса памятника федерального значения она вряд ли будет лишена.
– У нас в реестре есть такой объект, как беседка Гончарова. Но есть и ограничение закона о том, что памятником может быть признан объект, который имеет возраст старше 40 лет, за исключением неких ситуаций, связанных с воссозданием. Тут определяющим должно стать мнение региональных властей, которое должно впитать мнение и общественности, и специалистов, – пояснил Кибовский. Руководитель Росохранкультуры приезжает в Ульяновскую область уже во второй раз. В первый его визит региональные власти выдвинули предложение о создании законодательного акта, который должен регулировать застройку исторических мест, создание новых культурных объектов, придание памятникам статуса и так далее. Работа над таким актом сейчас ведется. В этот раз, как сообщила пресс-служба облправительства, Кибовский подчеркнул: «Считаю, что никакой другой орган, кроме уполномоченного в сфере охраны объектов культурного наследия, не должен иметь права принимать какие-либо решения в данной области».
Выступление региональной власти с такой инициативой понятно – у нас к процессу застройки исторических мест остается немало вопросов.
В последнее время в центре внимания оказалась ситуация вокруг музея-заповедника «Родина Ленина». Между заповедником и Комитетом по культурному наследию, подчиняющимся Кибовскому, разгорелся очевидный конфликт.
Встретиться Александру Кибовскому и директору заповедника Александру Зубову не удалось. Зубов в это время находился в Москве. Ему вручали премию имени Алексея Комеча «За общественно значимую гражданскую позицию в деле защиты и сохранения культурного наследия России». Кибовского, как он рассказал, на вручение тоже звали, но он поехал в Ульяновск, так как обещал побывать на открытии «Родины Пластова».
Также разговор с журналистами коснулся того, как надо сохранять здания, являющиеся памятниками и образцами исторической застройки. Это вопрос немаловажный, ведь зданий таких в центре города немало, и есть желающие просто их посносить и выстроить многоэтажки. С другой стороны, уже много лет исторические здания находятся в плачевном состоянии. Вряд ли городу нужны такие памятники. Но руководитель Росохранкульутры считает, что, хоть проблема эта и сложная, решение для нее есть:
– Эта проблема не только в России существует. Вы можете удивляться, но проблемы что в Ульяновске, что в Венеции -одни и те же. Думаете, что в Венеции всем нравится жить в воде? Отнюдь. Это обычная проблема для всех исторических городов Европы, и есть разные механизмы решений. Если мы говорим про историческую застройку, это очень гибкий механизм. Есть ситуация, связанная с фасадной реставрацией. Сейчас часто говорят: «Боже мой, какой кошмар, оставили только фасад, а все снесли!». Но не мы это придумали. Ну нельзя жить при лучинушке, при удобствах во дворе… Если есть памятник, он должен сохраняться. Но возможен дифференцированный подход. Если это действительно ценные объекты, мы должны приложить максимум усилий, чтобы их сохранить, как они были. Если мы говорим про типовую застройку, то мы должны сохранить общие фасадные решения, общие высотные решения, то есть общую внешнюю ситуацию. Но внутри можем допустить возможность сделать не ветхое жилье, а нормальное, не нарушая при этом общего внешнего решения городской среды. Все можно сделать цивилизованно и найти любые решения, не нарушая общей структуры среды. Давайте уважительно относиться к городам, где мы строим, быть деликатными, при этом город тоже пойдет навстречу. Можно решить самые амбициозные проекты, не нарушая исторической ценности города.
Лидия ПЕХТЕРЕВА