Когда видишь красивые кроны деревьев, покрытые молодой листвой, слышишь ее шелест, пение птиц среди ветвей, видишь молодую траву и трогательные цветы на газонах – сразу поднимается настроение. Но такая благодатная картина становится все более недоступной для жителей нашего города, поскольку ей очень активно препятствуют коммунальные службы Ульяновска, отвечающие за его благоустройство. Успех их разрушительной деятельности напрямую связан с тем, что для нее выделяются немалые средства. Результаты -иначе как ужасными не назовешь.

Вот свежий пример. Проходя недавно от театра по улице Ленина, я ее не узнала: она стала какой-то пустой и оголенной из-за варварски обрезанных лип, которые так украшали ее много лет. А в «Горзеленхозе» это назвали «щадящей обрезкой». И таких примеров немало. Искореженные тем же способом в предыдущие годы деревья, от которых остались палки и обрубки, уже сделали город каким-то общипанным.

В связи с этим хочу сделать ссылку на книгу профессора В. В. Благовещенского «Ботаническое ресурсоведение». Вот что он пишет о декоративных кустарниках и деревьях, используемых для озеленения городов: «Помимо их эстетического значения, они играют и другую роль в населенных пунктах. Деревья и кустарники – это продукты кислорода, которые весьма значительны благодаря их большой листовой поверхности. В то же время они поглотители вредных газов и пыли, шума, регуляторы теплового режима и режима влажности. Наконец некоторые деревья и кустарники выделяют фитонциды – бактерицидные летучие вещества, оздоравливающие атмосферу в городе. Объективным показателем озеленения является площадь зеленых насаждений, приходящаяся на одного жителя. Оптимальной нормой считается, когда на одного жителя города приходится 50 кв. м».

А теперь подумайте, осуществимо ли все вышесказанное в Ульяновске? Конечно, нет! Мы не получим и самой малой доли того, что могли бы нам дать деревья, будь они полноценными, а не изуродованными. Закрадывается мысль, что просто кому-то выгодно получать большие средства и с циничным равнодушием «осваивать» их на погибель городской флоры. Ополчившись, к примеру, на тополя, которые вырубают целыми улицами, коммунальщики совершенно забывают (а может, и не знают?) об их пользе и о том, к каким последствиям может привести обрезка, при которой от дерева остается только нижняя часть ствола и пара обрубков веток. Опять сошлюсь на книгу профессора В. В. Благовещенского: «У тополей много преимуществ: они декоративны, быстро растут, достаточно газоустойчивы, пылеуловители из-за клейкости веток и почек, очень фитонцидны, ароматичны. Их недостаток – они засоряют город пухом. Но это не значит, что мы должны отказаться от посадок тополя в городах. Дело в том, что тополь – растение двудомное, поэтому плодоносят лишь женские экземпляры дерева. Отсюда вывод – сажать только мужские экземпляры или постепенно заменять женские мужскими, что в некоторых городах и делается».

Так что представляете, чего лишились жители улицы. Взамен спиленных тополей предполагается посадка взрослых лип 8-10-летнего возраста. Если учесть, что рост таких лип не превышает полутора-двух метров, то вряд ли можно говорить о полноценной замене уничтоженным тополям. Обрезка и спиливание деревьев только начались, а это означает, что даже очень низкая норма зеленых насаждений на одного жителя города (всего 10 кв. м) вряд ли будет выдержана, потому что данная норма должна предполагать наличие полноценных деревьев, а не то, что от них остается в конечном итоге.

Экологически грамотно озелененный город предполагает наличие клумб, на которых преобладают многолетники – красиво цветущие душистые растения. Их цветение начинается с ранней весны и продолжается до поздней осени. Культура многоцветников белее проста, требует значительно меньших издержек и затрат труда, по сравнению с однолетниками. Кроме того, однолетники требуют ежегодной подготовки клумб, в то время как многолетники могут находиться на одном месте более пяти лет. Тем не менее наши озеленители упорно предпочитают высаживать однолетники, считая, что многолетники будут срывать и вытаптывать.

А вот клумбы из щебенки и небольших однообразных цветов – это идеал красоты для Ульяновска. Именно им будет отдано предпочтение и в этом году. Весьма «отрадная» замена! Или щебенка дает такой же аромат, как красивые цветы? Освежает воздух? Притягивает своей «красотой»? Ни то, ни другое, ни третье. Просто в Ульяновске стало традицией подменять естественную красоту суррогатной и к тому же вредной, поскольку художественный вкус формируется только при созерцании настоящей красоты.

В качестве еще одного подарка к весенне-летнему сезону нашему взору будут представлены 80 зеленых скульптур, почти в два раза больше, чем в прошлом году. Соответственно увеличевается и финансирование. Видимо, их считают настолько важными элементами озеленения, что даже кризис не помешал. Мне могут возразить, что «зеленая архитектура» часто используется в процессе озеленения. Да, но не в таком же виде, как в Ульяновске! В качестве примеров истинной «зеленой архитектуры» можно привести следующие. Санкт-Петербургский Летний сад при его основателе и Петре I выглядел так: вдоль аллей тянулись зеленые кубы подрезанных деревьев с нишами, в которых стояли статуи. У Плиния в Древнем Риме перед фасадом виллы на газонах росли зеленые звери: тигры, львы, олени, слоны, вырезанные садовниками из кустов букса. Таким образом, в основу были положены естественно растущие деревья и кустарники, обретающие красивую форму и вместе с тем выполняющие свои функции как зеленые насаждения. Ничего искусственного и пугающего, как в случае с зелеными «скульптурами» в Ульяновске. И с экологической точки зрения от них нет никакой пользы. Во что же тогда складываются немалые средства? Кому нужно такое псевдоозеленение? И почему эти неуклюжие эксперименты пользуются поддержкой городских властей?

В частности, МУП «Декоративные культуры» разработаны и будут осуществлены проекты малых архитектурных форм из дерева и искусственного камня с цветочным оформлением. По мнению разработчиков, такие конструкции могут использоваться круглогодично. Более того, предполагается изготовление нестандартных уличных вазонов по вкусу заказчика. К примеру, можно около кафе поставить вазон в форме ладьи или кофейной чашечки, а у обувного магазина вырастить цветы в туфельке. На эти и другие работы по озеленению города предприятию выделено 12 млн. рублей.

Какая реальная польза для жителей города от всех этих проектов? Станет свежее воздух? Прибавится зелени? Конечно, нет. Те же камни на жаре сильно нагреваются и в сочетании с раскаленным асфальтом эффект от них будет не очень приятным. Что касается нестандартных вазонов, то все эти туфельки, чашечки и ладьи будут располагаться на тротуарах, которые и так узкие.

Наша область и так уже относится к неблагополучному в экологическом отношении региону. На сам Ульяновск приходится до 40% общей массы выброшенных в атмосферу области загрязняющих веществ. Почти каждая пятая проба воздуха не соответствует норме. В такой ситуации грамотные руководители делают все возможное для исправления положения, стараются сохранить имеющиеся зеленые насаждения, дополняя их посадкой не прутиков, а полноценных деревьев и кустарников. Но в нашем городе все наоборот. При таком неправильном и экологически непродуманном подходе к озеленению уже совсем скоро Ульяновск из экологически неблагоприятного региона превратится в экологически непригодный для проживания.

Елена БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ