Нужна ли власти молодежь, а власть – молодежи? Об этом состоялся разговор с экс-командиром ульяновского регионального штаба «Молодой гвардии Единой России» Сергеем Шишкиным и экс-руководителем молодогвардейской общественной приемной Андреем Николаевым. Собеседники «СК» подчеркнули, что не претендуют на разоблачения и политвыводы. Они просто рассказывают о своем опыте в качестве лидеров молодежного крыла «ЕР» и о том, почему отошли от дел.

«Это политика»

Небольшие интервью Сергея Шишкина встречаются в СМИ за 2007 год. В апреле на всероссийском митинге в защиту пенсионеров он говорил: «Мы не можем спокойно смотреть на стариков, которые хлеб в магазинах покупают четвертинками. Есть проблема – ее надо решать. Задача общества – рассказать о пробелах в современной социальной системе». А вот цитата с форума сторонников «Единой России» в декабре: «Участие в выборах для нас -это шанс поучаствовать в политической жизни нашего города и страны в целом. Большое количество молодых людей поддерживают курс нашего президента, мы видим, какие изменения происходят в нашем городе и в нашей области, и искренне хотим сохранения этой положительной динамики».

Сергей говорит, что в «Молодую гвардию» он пришел с убеждением, что это одна из немногих общественных организаций, которая делает реальное дело.

Партийная история Сергея Шишкина началась осенью 2006 года, когда Ростислав Эдварс, его учитель по 68-й школе и молодежный вожак ульяновских молодогвардейцев в одном лице, предложил ему работу в обновленном молодежном крыле «Единой России». Обновленном – в смысле смены бренда, поскольку «Молодая гвардия» – это то же «Молодежное единство» той же «Единой России», но сменившее вывеску в конце 2005 года. Ребрендинг, по задумке, должен был сопутствовать росту авторитета молодежной организации партии власти.

Особенно активно «ЕР» подналегла на молодежную тему накануне выборов: в начале 2007 года был запущен суперпроект «Единой России» – «ПолитЗавод». Официально он был нацелен на отбор «в политику» молодежи. Самым активным и лучшим в возрастной категории до 28 лет сулили ни много ни мало, а 20 процентов депутатских мест в органах представительной власти. На федеральном уровне борьба развернулась за места в Госдуме. На региональном – за кресла в ЗС области.

Пока молодогвардейцы агитировали ульяновскую молодежь в вузах на так называемых призывных пунктах регионального «ПолитЗавода», их лидер Ростислав Эдварс презентовал в рамках федерального конкурса свой проект «Молодая гвардия». В Ульяновской области Эдварс оказался лучшим. Но в поход на Москву не двинул (или его не двинули?).

Региональный, то есть собственно молодежный, «ПолитЗавод» загибался в режиме свободного падения вплоть до осени 2007 года, когда началась предвыборная кампания в Госдуму, плавно перетекающая в выборы ЗС области и президента страны.

Политзаведенная молодежь к тому времени с головой окунулась в избирательную кампанию в качестве агитаторов. Осознавал ли тогда этот «резерв партии», что давно играет на чужом поле? Грезил ли еще о квотах на места в парламентском партере?

– Почти никто из участников «ПолитЗавода», за исключением некоторых людей, не тянул на место депутата. Максимум – на роль помощника депутата, – признает Сергей Шишкин. – Но завершить проект все равно надо было. Ульяновский конкурс растянули с февраля по декабрь, а в других регионах все закончилось в течение месяца. Я не раз говорил Эдварсу, что нам надо собраться и подвести итоги, но он все откладывал. В конце концов у всех пропал интерес к проекту и о нем просто забыли.

Предвыборная пора-2007-2008 похоронила в Ульяновске не только суперпроект, но и сам штаб молодогвардейцев. Наиболее активные члены организации ушли с головой в «агитку». Каждый должен был подобрать себе в помощь десять человек. Сергей Шишкин собрал бригаду, с которой начал работать в новом городе. И вдруг команда сверху: сагитированных ребят распустить, принять в работу новых, делегированных старшими товарищами. Отсечь от дела тех, кого вчера убеждал работать вместе, Шишкин счел, мягко говоря, неправильным. А свою роль – унизительной. Но ему объяснили: это политика.

– Это не политика, – говорит Шишкин, – это массовое использование живого материала в агитационных целях. Я не верю, когда говорят, что политика – это обязательно грязное дело. При любом политическом напряжении можно оставаться, прежде всего, человеком.

После выборов 2007-2008 годов молодогвардейская деятельность окончательно заглохла: ни сборов, ни встреч. Однажды командир штаба застал резиденцию на улице Карла Маркса, 22 в полуразрушенном состоянии. Все вещи из штаба были вывезены, в помещении осталась только гуманитарная помощь для детских домов, которую молодогвардейцы собрали с горожанами и которую не успели развезти по местам.

Эту картину разбросанных по пустому помещению игрушек, книжек и детских вещей Шишкин считает самым позорным эпизодом в деятельности организации.

Насколько он знает, в апреле-мае прошлого года региональный штаб «Молодой гвардии» возродился в новом составе. Старый состав рассеялся. Имидж Эдварса как молодежного политика номер один в регионе все это время продолжал укрепляться… Но этот факт Сергей Шишкин предпочитает не комментировать:

– У меня нет цели вредить, разоблачать и мстить. Я просто хочу, чтобы молодые люди не, заблуждались насчет политических обещаний и перспектив и рассчитывали только на себя.

«Молодая гвардия» – это не спонсорская организация, которая пытается купить молодежный ресурс. «Молодая гвардия» – это объединение молодых людей, взаимодействующих в решении проблем молодежи», – это слова из интервью Ростислава Эдварса 2006 года.

По приглашению губернатора

В отличие от Сергея Шишкина Андрей Николаев не спешит подводить итоги своей работы под крылом «Единой России». Напротив, пока надеется реализовать приглашение губернатора поработать в правительстве, которое он получил еще в марте 2007 года в рамках одной из встреч молодогвардейцев с Сергеем Морозовым.

Андрей Николаев возглавил общественную приемную молодежной организации «единороссов» в 2005 году – тогда это было еще «Молодежное единство», – а продолжил работать под флагами «Молодой гвардии». Деятельность общественной приемной сводилась к оказанию бесплатной юридической помощи гражданам. Больше всего обращений было по вопросам здравоохранения. Жалобы на лекарственное обеспечение, на неправомерное взимание платы за оказание медицинских услуг – спектр вопросов самый широкий. Николаев как будущий юрист (ныне уже дипломированный) погрузился в работу профессионально. По его прикидкам, за 2005-2007 годы в рамках работы общественной приемной помощь получили около двух тысяч человек. Опыт убедил молодого правозащитника, что в систему Минздрава необходимо внедрить некий консультативный орган, который мог бы рассматривать жалобы и осуществлять правовую поддержку пациентов.

В марте 2007 года во время упомянутой встречи Сергея Морозова с молодогвардейцами вопрос о возможности сотрудничества молодежи с Минздравом на благо граждан был задан. Губернатор отреагировал на предложение с энтузиазмом и пригласил Андрея Николаева поработать в коллегии Минздрава в статусе помощника Владимира Козина.

Время шло, но ничего не происходило. Наконец, Николаев решил действовать: “он написал губернатору, напомнив о приглашении к сотрудничеству. Сергей Морозов на его письме поставил резолюцию: «Козину и Прокину подготовить предложение по участию…».

Потом была встреча с Козиным, потом с Тамарой Девяткиной, курирующей социальный блок в правительстве (Николаева к тому времени прочили ей в советники). Потом – с Девяткиной и ныне и.о. министра здравоохранения Валентиной Карауловой. Последняя напирала на то, что у Минздрава с гражданами проблем нет и согласно действующему законодательству ее ведомство не должно представлять интересы пострадавших от некачественного лечения в судах. А значит, в создании консультативного пункта и нужды нет. Получается: есть претензия – нанимайте юриста, идите в суд.

В итоге слово Карауловой оказалось решающим, и Андрей получил отказ, который ему объяснили еще и мировым кризисом, не позволяющим расширять штат советников и помощников. С учетом проблем областной казны он согласился приступить к работе с жалобами пациентов на общественных началах. И снова отказ.

В мае 2007 года Николаев был награжден благодарственной грамотой регионального отделения «Единой России» «за большой вклад в дело партийного строительства». В этом же году он практически выпал из обоймы «Молодой гвардии». В принципе по тем же причинам, что и Сергей Шишкин. Но дело молодогвардейцев продолжает. Его телефон по-прежнему востребован у людей, которые нуждаются в помощи. За эти два года, минувшие со времени встречи с губернатором, Андрей Николаев только укрепился в мысли, что доступной консультативной помощи по проблемам здравоохранения в регионе практически нет. А нужда в ней большая. Недавно он записался на прием к Сергею Морозову. По тому же вопросу. Он продолжает надеяться, что губернатор свое слово сдержит.

«Часто приходится слышать: «А что, если люди мне верят, а старшие товарищи во власть пускать не хотят?». Ответ простой: «А не надо спрашивать. Власть – это и есть доверие людей, значит, ты уже наделен этой властью! Осталось понять, в какой форме реализовывать это доверие». Задача «Молодой гвардии» – помочь с формой. Твоя – определиться с содержанием». Из интервью Ростислава Эдварса 2006 года.

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.