На прошлой неделе в Городской Думе был заслушан отчет Московского автодорожного института (МАДИ), в течение года по заказу городских законодателей изучавшего пассажиропотоки Ульяновска. Результатом серьезной работы специалистов должны были стать рекомендации по совершенствованию уличной дорожной сети и транспортного обслуживания населения. Однако предложения столичных ученых не устроили ни депутатов Думы, ни транспортников, тем не менее проект, скорее всего, будет принят – выделенных из бюджета 5,6 миллиона рублей институт не вернет.

Последнее исследование пассажиропотока проводилось в Ульяновске в 1986 году. За это время город изменился до неузнаваемости, а общественный транспорт, едва не погибнув, самостоятельно выживал в непростых условиях. Настоящий хаос образовался с бурным развитием частных маршрутных такси. Власть поспешила смахнуть с себя обязанность транспортного обслуживания населения, отдав все на откуп коммерческим перевозчикам. То, что такой подход ведет в тупик, поняли поздно, еще позднее предприняли первые шаги к наведению порядка в сфере городского транспорта.

В бюджете на 2008 год нашлись средства на исследование пассажиропотока в городе с дальнейшим формированием оптимальной сети маршрутов общественного транспорта.

С моста – на Толбухина Представленная МАДИ работа состоит из нескольких крупных блоков. Один из них – «рекомендации по совершенствованию уличной дорожной сети города». С дорогами в Ульяновске, делают вводы специалисты МАДИ, две основные беды – в центральной исторической части города не хватает улиц для движения общественного и индивидуального транспорта, также не хватает дорог, соединяющих районы и микрорайоны (к примеру, Засвияжье с Киндяковкой, Верхнюю Террасу с новым городом).

Для разгрузки центра рекомендуется интенсивно использовать новую улицу Толбухина. Там за счет боковых газонов предлагается расширить проезжую часть до девяти метров, отремонтировать дорогу и установить бортовой камень. Саму улицу, считают в МАДИ, нужно продлить до улицы Урицкого, далее пересечь Соловьев овраг, провести между частными домами и вывести на улицу Карла Маркса с возможным последующим продолжением до набережной Свияги и улицы Минаева. Предполагается, что по этому направлению пойдет часть потока с нового волжского моста, а также из застраиваемого микрорайона «Искра».

Предложено построить две новые дороги, соединяющие улицу Локомотивную и с прилегающей частью Засвияжского района. Одну от железнодорожного путепровода в месте перехода улицы Локомотивной в улицу Кирова (по улице Чернышевского далее с выходом на улицу Октябрьскую). Вторую от улицы Локомотивной с пересечением улицы Диспетчерской, железнодорожных путей, реки Свияга с выходом на улицу Промышленную.

В Заволжском районе необходимо срочно ликвидировать переезд через заброшенную железнодорожную ветку по улице Деева и расширить проезжую часть до четырех полос. Предлагается организовать еще два три въезда в новый город. Сделать это можно, продлив 2-й, 4-й и 9-й Инженерные проезды до проспекта Созидателей, а 34-й и 40-й Инженерные проезды до проспекта Дружбы народов. Для сообщения Верхней Террасы и нового города предлагается соединить улицу Оренбургскую с проспектом Авиастроителей.

Главные – автобусы Блок, в котором были сформулированы предложения по усовершенствованию транспортной сети города, вызвал значительное количество вопросов у думцев и транспортников.

Москвичи предлагают для Ульяновска «интермодальную систему транспортного обслуживания». Она предполагает совместное использование нескольких видов транспорта, каждому из которых отводится своя функция. Весь транспорт делится на две группы: основной (автобусы средней и большей вместимости, трамвай в правобережье и троллейбус в левобережье) и подвозящий (автобусы малой и особо малой вместимости маршрутки). МАДИ предлагает сохранить маршрутки лишь в качестве подвозящего транспорта их задача, заходя в глубь районов и микрорайонов, собирать пассажиров и доставлять их до пересадочных узлов. Таких будет несколько по городу, и оттуда пассажиров будут забирать автобусы большей вместимости.

При этом движение маршрутных такси по основным магистралям предлагается полностью исключить. Такой подход, подсчитали специалисты, разгрузит транспортный поток на крупных городских дорогах и повысит рентабельность пассажирских перевозок.

Изменений, считают в МАДИ, требует маршрутная сеть трамваев. К трем основным магистральныммарш рутам №2, №4 и №6 (перевозят 89 процентов всех пассажиров трамваев) предлагается добавить еще один №15, продлив его до УКСМ. Одновременно высказывается предложение ликвидировать маршруты №5 и №14а, №1 укоротить (сделать от парка Победы до старого железнодорожного вокзала), №11 пустить не по улице Можайского, а по улице Радищева.

В Заволжье предлагается упразднить троллейбусный маршрут №3, а маршруты №1 и №1а соединить соответственно с №4 и 4а, пустив новые маршруты №4 и №4а по Верхней Террасе по бывшим маршрутам №1 и №1а (по улицам Деева, Оренбургской, Врача Михайлова).

Наиболее серьезные перемены, судя по планам, приготовлены для автобусов МАДИ предлагает городу возродить этот вид транспорта, сделав его наряду с трамваем и троллейбусом одним из основных. Правда, подсчитано, для этого необходимо приобрести 254 машины, 119 из которых большей вместимости (90120 пассажиров) и 117 средних (7090). Как основной вид транспорта, отмечено в докладе, автобусы должны ходить с 6 утра до полуночи, тогда как сейчас 97 процентов подвижного состава загоняется в гаражи ПАТП-1 до 17.00.

Из числа действующих маршрутов планируется объединить маршруты №21 и 26, а также №28 и №29, №112 удлинить до парка Победы, пустить автобусы по маршруту №2 с возможным дальнейшим выездом на новый мост. Предложено ликвидировать маршруты №8 и №10.

Вообще крупным предприятиям города предлагается транспортное обеспечение для своих работников брать на себя создавать свои АТП или заключать договоры с транспортниками на подвоз-отвоз рабочих.

Оставить четыре трамвая

Транспортники от предложенного доклада были не в восторге. Директор МУП «Ульяновскэлектротранс» Василий Черныш с ходу отметил, что для электротранспорта города он не подходит: «Делаются предложения, но не учитывается их экономическая составляющая. Для продления маршрута №15, к примеру, необходимы дополнительные мощности, установка тяговых подстанций. Кто-нибудь подсчитал, во сколько это обойдется?

Действующие ныне маршруты возникали не просто так изучалась практическая потребность, пускались пробные трамваи и т.д. Сейчас же предлагается, как я понял из отчета, на город с 600-тысячным населением фактически оставить четыре маршрута. Это нереально».

Вызывает сомнение и целесообразность введения системы так называемых узловых посадочных пунктов.

Предполагается, что жители спальных районов вынуждены будут на маршрутках добираться до магистральных дорог и там пересаживаться на автобус. В отчете МАДИ говорится, что такая система повысит рентабельность транспортных перевозок, однако при этом не учитываются интересы пассажиров, которые вынуждены будут платить за дорогу в одном направлении по нескольку раз.

Вадим ПИЛЮКОВ.