День 28 мая 2009 года станет ещё одной вехой в истории войны со взятками в Ульяновской области. Вчера депутатский корпус Законодательного Собрания утвердил кандидатуру уполномоченного по борьбе с коррупцией, предложенную Правительством Ульяновской области – им стал Александр Павлов, ранее занимавший должность советника губернатора. Только вряд ли новому уполномоченному сходу удастся изменить нынешнее положение дел…

Ловись, рыбка, маленькая..

Согласно статистике, недавно озвученной генпрокурором РФ Юрием Чайкой, главные взяточники в России – это учителя, врачи и гаишники. Не редкость такие дела и в судах Ульяновска. Так, совсем недавно был вынесен приговор сотруднику ГИБДД, требовавшему с водителя 5 тысяч рублей в обмен на нелишение водительских прав. Взятка обошлась ему в 4 года колонии общего режима.

Впрочем, коррумпированность этих профессий объясняется просто – именно они за свои услуги берут по-старинке, «наличкой», и доказать такое преступление достаточно просто.

– На мой взгляд, признание самой коррумпированной системы здравоохранения или органов ГИБДД – это стереотип, – говорит Виталий Мурзаев, начальник Отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Прокуратуры Ульяновской области. – Дело в том, что выявление более серьёзных фактов требует больших и финансовых, и людских резервов. На разработку и сбор доказательной базы может уйти и месяц, и полгода, и даже больше…

Но и результат таких усилий – гораздо весомее. Например, в конце апреля за решётку были отправлены бывший глава администрации Заволжского района Ульяновска Владимир Николаев и его заместитель Анатолий Нечаев. По данным прокуратуры, глава района и его зам потребовали у представителя коммерческой структуры 3 миллиона рублей за содействие в приобретении земельного участка. Задержали Николаева и Нечаева в августе 2007 года во время получения первого взноса – 750 тысяч рублей. Суд приговорил Николаева к шести, а Нечаева – к шести с половиной годам лишения свободы в колонии общего режима. Кроме того, они должны заплатить по 750 тысяч рублей штрафа.

..и большая

Такие громкие коррупционные дела – скорее, исключение, чем правило. И не только в Ульяновской области: за 2008-й год по всей России было выявлено всего 189 взяточников среди должностных лиц федерального, регионального и муниципального уровней. Однако это не означает, что взяток нынче не берут. В принципе, любой чиновник, непосредственно связанный с контролем за целевым использованием и распределением бюджетных средств, обладающий контрольными и надзорными полномочиями, визирующий финансовые документы и так далее, может подозреваться в мздоимстве. Но подозреваться – это одно, а попасться -совсем другое…

– Стали ли взяточники бояться? Да. Но брать – не перестали, – рассказывают сотрудники УБЭП на условиях анонимности. – Другое дело, что теперь они стали осторожнее и включили возможные риски в стоимость своих услуг.

По неофициальной информации, стоимость платных неформальных услуг после начала борьбы с коррупцией выросла раз в десять. Если раньше за автограф чиновника уровня заместителя главы районной администрации требовали 5-10 тысяч рублей, то теперь речь идёт о 50 тысячах.

Между тем, поймать взяточника за руку всё сложнее: вместо хрустящих купюр они предпочитают работать по «безналу» – требуемую сумму просто перечисляют на расчётный счет.

– В принципе, любое финансовое преступление должно оставлять свой след, но ведь на платёжках крупными буквами «взятка» не пишут, – поясняют оперативники. – Хорошо ещё, если хотя бы платёжка останется. Сейчас же можно перевести деньги на любой счёт с безымянного терминала, и тогда концов не отыщешь. И чем выше юридическая грамотность мздоимца, тем больше шансов, что он вывернется, даже если попался на правоохранительный крючок.

Осложняет работу оперативников и то, что большинство обращений по взяткам – анонимные. Люди неохотно пишут заявления, а нет заявления, нет и дела.

Источник коррупции – сами законы

Один из способов борьбы с коррупцией – устранение условий для её процветания. Для решения этой задачи в феврале 2008 года при Прокуратуре Ульяновской области был организован Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, который анализирует нормативные правовые акты на предмет коррупционных факторов,

– Одним из распространённых коррупционных факторов в нормативных актах является отсутствие чётких сроков рассмотрения документов, скажем, для выдачи разрешения или лицензии, – говорит Виталий Мурзаев, начальник этого отдела. – Либо же к гражданам и юридическим лицам предъявляются необоснованно завышенные требования – в перечне необходимых документов их указывается гораздо больше, чем того требует федеральное законодательство. Чаще всего подобные нарушения выявляются в правовых актах, относящихся к области земельных отношений и управления муниципальной собственностью.

Каждое такое нарушение – это потенциальная возможность для нечистого на руку чиновника получить энную сумму. В январе-апреле 2009 года прокурорами Ульяновской области в ходе осуществления надзора в сфере борьбы с коррупцией выявлено более 1 000 таких нарушений (в том числе 285 незаконных актов), с целью устранения которых внесено 156 представлений, в суды направлено 7 заявлений, для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в следственные органы направлено 27 материалов. Уже в этом году в регионе выявлено свыше 130 преступлений коррупционной направленности, в том числе 38 случаев взяточничества.

К примеру, прокурорская проверка в Новоспасском районе выявила подложный документ, с помощью которого один из сотрудников администрации пытался незаконно увеличить размер пособия при выходе на пенсию. Вопрос шёл о сумме порядка 120 тысяч рублей, но до конца начатое довести не удалось.

Бюджетный пирог

Чем выше должность – тем крупнее торг. В кабинеты большим начальникам пакетики с коньяком не носят. Схемы там совсем другие. Например, биг-босы очень любят ремонтировать подведомственные им учреждения. Причина такой «любви» – в отработанных схемах откатов. И никакие электронные торги и конкурсы тут не спасают. Недаром закон «О государственных закупках» был признан самым коррупционным в России.

Но это совсем другая история, которую мы вам обязательно расскажем. Продолжение следует…