Десятилетнего Ваню отец избил так, что его пришлось лечить в больнице. Новорожденную дочку мать отнесла в зимний лес и оставила там как ненужный в хозяйстве предмет. Шестиклассников Наташу и Сережу религиозные родители приучали к воздержанию от мясных продуктов, что привело детей к анемии.

Эти случаи – не выдумка. Увы, они произошли за последние годы в семьях Ульяновской области. Что же с нами происходит? Как остановить волну жестокости и равнодушия родителей к детям? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, я встретилась со специалистами, чей долг заботиться о семье и ее духовном климате, о воспитании детей.

Семь нянек?

Фактически папы и мамы не только материально обеспечивают детей, но и имеют над ними неограниченную духовную власть.И проблем не возникает, если родители по-настоящему любят детей. А если родители ведут себя как враги? В Семейном кодексе указано несколько десятков ведомств, призванных осуществлять контроль за воспитанием детей в семье. В числе защитников ребенка: школы и дошкольные детские учреждения, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел и прокуратура, органы социальной защиты и.т.д. Формально, есть, как говорится ,семь нянек.

А на деле? Все перечисленные ведомства, как и положено в лучших традициях чиновничества, должны получить сигнал: заявление о нарушении прав ребенка или информацию об уже свершившемся факте насилия. То есть защитник вступает в бой только после свершившегося. А лучше бы до факта…

Цена отцовского кулака

Мы часто слышим, что за детей отвечает все общество, ведь это наше будущее. Но когда ответственность распределена на всех, не значит ли это, что никто конкретно не отвечает за избитое дитя?

Областной суд недавно отклонил кассационные требования по делу жителя Ульяновска Н. Он был осужден по статье УК РФ за жестокое обращение с сыном. Строгий папа после смерти жены привел в дом новую супругу. Но справиться с воспитанием мальчика не мог и все чаще прибегал к насилию. О регулярных избиениях ученика стало известно в школе. Но это не привело ни к каким действиям. Пока в дело не вмешалась бабушка. Именно она обратилась в милицию. Было заведено уголовное дело. На суде ретивый воспитатель был приговорен к штрафу в размере 2,5 тысячи рублей. Так оценил закон сотрясение головного мозга,которое получил ребенок, и никем не оцененную психологическую травму. Более того, обиженный отец подал кассационную жалобу. Закон сказал свое слово. Станет ли после этого лучше мальчику?

– Мы считаем,- говорит начальник отдела по защите прав несовершеннолетних и молодежи прокуратуры области Наталья Коломиец,- что закон чрезвычайно мягко оценивает жестокое поведение родителей. Статья 156 УК РФ – неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего – предусматривает наказание от штрафов до исправительных работ. Очевидно, общество еще неправильно относится к насилию как методу воспитания. На процессе были зачитаны производственные характеристики отца, где перечислялись его прекрасные человеческие качества.

Диагноз: инфантильность

Как свидетельствует статистика, «кнут» как метод воспитания детей применяется в семьях все чаще. А эффекта от него – ноль! Специалисты утверждают, что детей стали другими: насилие их только ожесточает, а не учит. Агрессию они проявляют уже в детском саду при общении со сверстниками. Знакомая воспитательница рассказывает о детях старшей группы:

-После завтрака зову их гулять. Всей группой бросаются к шкафчикам за одеждой. И всегда находятся самые активные и яростные. С каким-то недетским злом они распихивают остальных и пробираются первыми. Причем ведут себя при этом предельно агрессивно.

– Откуда столько негатива?- задаю вопрос психологу высшей категории областного Центра социально-психологической помощи семье Светлане Макаровой.

-Семья, как социальный институт, находится в кризисе. Прежняя патриархальная модель ушла в прошлое. Советская, воспитанная на идеалах коммунизма, тоже. Нынешняя демократия не выработала определенных отношений между детьми и родителями. Взрослые пытаются добиться подчинения старыми методами. Увы, это не получается. В результате переходят на эмоции – крики и побои. Я считаю, что причина в том, что мамы и папы не успели духовно и нравственно стать родителями. Время несется с такой скоростью, что подрастающие молодые люди не успевают переработать объемы информации, обрушивающиеся на них. Физиологически они становятся родителями, а душой нет. И не могут с полной ответственностью учить своих детей уму-разуму.

Есть ли выход?

Единственный выход у общества по мнению многих специалистов – учить родителей воспитывать детей. Это могут быть специальные передачи по телевидению, школы для родителей, популярная литература. Может быть вернуться к старому опыту: работать с семьей на производстве. Ведь в прошлом профкомы и руководство интересовались тем, как живет семья, как учатся дети, как доживают свой век старики.

Вот что говорит этом мы разговариваем заслуженный учитель РСФСР деканом института повышения квалификации педагогических работников Ульяновской области Валерий Угольнов.

– Педагог должен по мере сил влиять на семейный климат, помогать строить родительско-детские отношения. И для этого бывать в семьях своих учеников. Дело это не простое, требующее профессионализма, деликатности и уважения интересов как детей, так и взрослых. Прежде всего учитель обязан иметь хороший контакт с учеником и его родителями. Это поможет найти выход из любой ситуации. Вот как поступила педагог одной из школ города. Накануне кульпохода в театр один учениксообщил, что мать запретила ему бывать на спектаклях. Учительница встретилась с женщиной, увлеченной новыми религиозными верованиями, и объяснила ей, что после спектакля дети будут писать сочинение о нем. А тот, кто не видел его, получит двойку. И мать отступила от запрета.

А я вспоминаю о хорошем опыте, начатом именно в нашем регионе. Несколько лет назад по инициативе городского комитета социальной защиты населения возникла в Димитровграде «Семейная академия». Ее лекторы – преподаватели вузов области пошли в массы: на полевые станы, в цеха, в учреждения с беседами о том,как вырастить детей без окрика и ремня. Популярность таких бесед оказалась высокой. Они превратились в диалоги, родители задавали вопросы педагогам и психологам. Такие бы академии распространить по всему региону!

Более десяти лет существует в области Центр психологической и социальной помощи семье. Опытные психологи и педагоги проводят консультации по разным вопросам семейной жизни. Однако этого мало. Практика показывает, что такие центры надо иметь в каждом районе области – как скорую помощь для родителей.

Галина ГРИГОРЕНКО