Когда в марте 2006 года Ульяновская область впереди России всей рванула в эксперимент в системе ЖКХ, местные власти в очередной раз «наступили на грабли». В короткое время в числе владельцев частного жилья оказались десятки тысяч горожан. Власти в ускоренном порядке требовали на собраниях выбирать правления новых объединений собственников жилья. В итоге перевод государственного и ведомственного жилья в частную собственность для многих новоиспеченных собственников означал новый виток проблем, которые неведомы жильцам «старых» жилищных кооперативов.
Как живут не буржуи
В «старых» кооперативах за прошедшие десятилетия была отработана система управления домами. Их возглавили люди, способные за небольшую плату взять на себя бремя содержания многоквартирного дома. Как правило, председатели «старых» кооперативов неплохо разбираются в технических проблемах содержания дома, знают «нужные ходы-выходы» в системе ЖКХ и в во властных коридорах.
За прошедшие годы в таких кооперативах была отработана своя система работы с задолжниками. В «старых» домах жильцы привыкли надеяться не на государство, а на самих себя и практически никогда никуда не жалуются по поводу своих проблем. Поэтому дома, которыми сейчас управляют «старые» кооперативы, находятся в куда более приличном состоянии, чем их сверстники, принадлежавшие государству.
Для примера приведу кооперативный дом, в котором я сам живу. Ему 42 года. Это обычная пятиэтажная «хрущеба» в спальном микрорайоне. Только за последние пять лет в доме полностью заменены канализационные трубы общего пользования. В подвале на полу уложен новый бетон. Входы в подвалы снабжены надежными металлическими дверями. Подвальные кладовки, которые пришли в ветхое состояние, снесли и на их месте, за счет кооператива, построили новые. Вокруг дома залиты новые отмостки, цоколь здания в прошлом году был покрашен. В отличном состоянии скамейки у подъездов, всегда покрашены ограждения вокруг дома. Прошедшей зимой покрасили стены во всех подъездах дома. В одном из первых в микрорайоне, в нашем доме в подъездах были установлены окна из стеклопластика. Тогда я сам услышал разговор двух женщин проходивших мимо дома – здесь что, одни буржуи живут? Да нет, мы обычные люди, среди жильцов много пенсионеров.
В материальном плане столь качественное содержание дома осуществляется почти незаметно для жильцов, поскольку средства на такой ремонт не собираются сразу в авральном порядке, а накапливаются длительное время. И все это благодаря трудам двух женщин – председателя кооператива Валентины Левушкиной и бухгалтера Риммы Соболевой. Просто они руководят кооперативом не один десяток лет и отлично знают свое дело. Таких домов в нашем микрорайоне не более пяти-шести.
Как живут новые собственники
Совершенно другая картина в большинстве домов, ставших частными в ходе эксперимента в системе ЖКХ. Грязные подъезды, где разбиты двери и окна, текущие крыши и канализационные трубы, гниющие подвалы с крысами остались в наследство «новым» кооперативам от прежней системы управления. И все это продолжает «процветать».
Когда власти торопили новых собственников выбирать председателей ТСЖ, они вольно или невольно спровоцировали многочисленные ситуации, когда во главе ТСЖ оказались либо откровенные жулики, либо люди не способные управлять домами. Для этой должности недостаточно чтобы человек был честным. Нужны особые пробивные качества, знания, умение работать с людьми и договариваться с исполнителями. В итоге даже после краткого управления домами людьми добропорядочными, но не имеющими необходимых для этой работы качеств, состояние многих домов резко ухудшилось за несколько лет.
Другой вариант, с которым нередко приходится сталкиваться жильцам «новых» ТСЖ, это председатель-жулик. В итоге, исправно оплачивая услуги, жильцы вдруг узнают, что на счету ТСЖ нет ни копейки, но никакого ремонта или иных работ в доме не проводилось.
По старой привычке жители бывших государственных и ведомственных домов пытаются найти защиту и решение своих проблем во властных госструктурах. Путного из этих попыток практически никогда ничего не выходит – чиновники по закону вовсе не обязаны заниматься подобными проблемами владельцев частного жилья. Ради чего, собственно и затевалась реформа ЖКХ. .
Чего хочет власть?
Не улучшило ситуацию в «новых» ТСЖ и появление Управляющих компаний. Здесь за редким исключением, как и в правлениях ТСЖ, оказалось слишком много жуликов и неумех. В итоге в правительстве области решили поработать над ошибками и начали разрабатывать обучающие программы для председателей ТСЖ. Предполагается, что уже в ближайшие месяцы на специальных курсах их начнут обучать правовым, экономическим, техническим и другим аспектам управления домами. Однако растраченные, начиная с марта 2006 года, время, нервы и деньги собственников жилья уже не вернешь. Да и ликвидация последствий разрушений в самих домах, которые безостановочно шли все эти годы, теперь потребует от жильцов немалых средств.
Станислав АБРАМЕНКОВ