Не должно быть детских садов для «белых» и для «черных». Доктор педагогических наук Лариса Фалюшина считает, что это основной принцип решения проблемы, которую городская власть признала социальной проблемой номер один.

Фалюшина утверждает, что в ее руках – ответ на вопрос, как в кратчайшие сроки если не ликвидировать, то в разы сократить городскую очередь на места в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) длиной в 14000 заявлений. Он родился в результате детального анализа работы детских садов Засвияжского района. Анализ проводился на основании данных Управления образования по трем параметрам -укомплектованность; комфорт и дополнительные услуги; финансирование – и в полной мере проиллюстрировал фактическое неравноправие детсадовцев. Хотя, по закону и логике вещей, в детских садах должен действовать тот же принцип социального равенства, что и в школах – одинаковое бюджетное обеспечение на каждого человека.

– Министерство образования и городская власть утверждают, что повышенная комфортность детских садов должна обеспечиваться за счет внебюджетных источников – родительских и спонсорских взносов. Это правильно. Но на деле складывается совершенно иная картина, – говорит Лариса Игоревна и приводит ряд аргументов.

В так называемых элитных детских садах наполняемость групп меньше в среднем на четыре человека. В части комфортности первые имеют вдвое больше дополнительных помещений, где могут располагаться театр, изостудия и что-то в этом роде, и бесплатных дополнительных услуг. Из этого Фалюшина делает вывод, что на долю одного ребенка в элитном саде приходится больше внимания и ухода, чем в обычном, и происходит это за счет бюджета.

Стоимость содержания одного ребенка в элитном саду в среднем составляет 4,5 тысячи рублей в месяц, а в общих – 3,8 тысячи. При этом во всех детских садах -элитных или обычных – родители до недавнего времени вносили единую ежемесячную плату в размере восьмиста рублей.

Эту несправедливость признали и в мэрии. В начале мая заместитель мэра Иван Мельников в рамках своей пресс-конференции рассказал о. новой системе оплаты детсада. Суть ее в том, что для каждого ДОУ устанавливается свой размер родительской платы, который не может превышать двадцати процентов от фактических затрат на содержание ребенка в ДОУ. В новой системе заложена старая несправедливость, утверждает Лариса Фалюшина и снова апеллирует к цифрам, из которых следует, что в обычных детсадах родители действительно будут платить меньше, чем в элитных, но с дотациями из бюджета все останется по-прежнему. Элитные детсады, воспитанники которых чаще из не-бедствующих семей, потребуют больших вложений, чем простые. С учетом изначального неравноправия в плане наполняемости групп и наличия дополнительных помещений иначе и быть не может, подчеркивает Фалюшина и далее продолжает мысль:

– Таким образом, на одного ребенка государство тратит в месяц четыре тысячи рублей, на другого – меньше трех. А на третьего, который не попал в детсад из-за катастрофического недостатка мест, государство вообще ничего не тратит. Это ли равноправие?

Значительно увеличить количество мест в детсадах можно уже сегодня, убеждена Фалюшина. Сделать это за счет строительства новых ДОУ, как показывает опыт, весьма проблематично. Значит, нужно искать места за счет ресурсов самих садов. Первое – открывать группы, которые используются не по назначению, а как дополнительные помещения. Второе: заполнять группы элитных детсадов до уровня обычных ДОУ. И, наконец, третье – нужно учесть непосещаемость детей (по данным исследования, каждый день почти пять детей в группу не приходят) и с ее учетом принять в группы дополнительных детей, подстраховавшись на случай стопроцентной явки двумя комплектами постельного белья.

В части пункта первого работы уже проводятся, но неэффективно, утверждает Фалюшина. Только в Засвияжье в результате исследования обнаружилась 31 группа, которая при страшном дефиците мест в детсадах до сих пор используется не по назначению.

Лариса Фалюшина рассказывает, что она разработала компьютерную программу, которая позволяет не только бороться с кризисными явлениями в системе дошкольного образования, но и не допустить их. Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова ею заинтересовалась, но в части применения к системе лекарственного обеспечения. В скором времени должна состояться встреча Фалюшиной и Голиковой.

Как выяснилось, с нашей землячкой уже встречались министр образования Фурсенко и министр экономики Набиуллина. Но местные чиновники от разработок Ларисы Игоревны фактически отказались. Хотя практика показывает, что она их (в смысле чиновников) опережает на несколько шагов. Еще в 2006 году «СК» опубликовал интервью с Фалюшиной («Очередь создали искусственно», 4 апреля, №35) о необходимости открывать в детских садах группы, которые используются не по назначению. На тот момент их только в Засвияжье было 58. Эту инициативу благополучно прокатили…

А группы открывать все-таки начали, но гораздо позже. Особенно активно – только в 2008 году.

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА