Первый сеанс телефонной связи с космосом в Советском Союзе проходил в экстремальном режиме, причем сами космонавты об этом не подозревали.

О событии тридцатилетней давности читателям «СК» рассказал человек, который руководил расчетом операторов по связи с космонавтами – ульяновец, журналист, ветеран соединения кораблей измерительного комплекса Валерий Граждан.

Вся деятельность плавучего измерительного комплекса Министерства обороны СССР, появившегося в океане в самом начале космической эры, до недавнего времени была засекречена. Потом часть информации открыли, и в 2008 году в серии «История секретных экспедиций» вышла книга «Район, закрытый для плавания» – о кораблях, которые занимались испытанием ракетного вооружения, запуском ракет-носителей, спутников Земли, орбитальных станций, космических кораблей… Книга написана в соавторстве офицеров кораблей измерительного комплекса Анатолия Курочкина и Вадима Шадрина, выпущена тиражом всего в триста экземпляров. Один из них нашел Валерия Граждана, который в семидесятые – начале восьмидесятых годов работал инженером-связистом на корабле «Чумикан». Именно через этот корабль 26 февраля 1979 года был обеспечен сеанс телефонной связи космонавтов Владимира Ляхова и Валерия Рюмина с Центром управления полетами космических кораблей (ЦУП).

Увидев в книге Курочкина и Шадрина воспоминание об этом событии, Граждан понял, что гриф секретности с него снят, поэтому и появился его рассказ на страницах «СК».

– Во время сеанса связи корабль находился у берегов Новой Зеландии, в Тихом океане. В центре циклона. Оттуда мы не могли выйти по целеуказаниям ЦУПа, хотя судно заваливалось до критического крена, рассказывает Граждан. – Антенная площадка ультразвуковой станции находилась на палубной надстройке на высоте около двадцати метров.

Сеанс был экспериментальным и непредсказуемым, как это обычно случалось при апробации советской автоматики. Теоретически настройка антенны на местоположение корабля должна была производиться в автоматическом режиме, практически получилось буквально вручную, «на слух». При этом связистов мотало во все стороны на двадцатиметровой верхотуре.

Граждан рассказывает, что по инструкции корабль, обеспечивающий связь космической станциис ЦУПом, не мог сам вступать в переговоры с космонавтами. Но космонавты кораблем заинтересовались: «А кто сейчас обеспечивает связь с нами?». ЦУП ответил: «Чемкент» какой-то, да нет – «Чумикан»… И тут из космоса последовало обращение к тем, кого били волны: – «Чумикан», «Чумикан», ответь «Фотонам».

Командир связи обратился к ЦУПу: «Зовут на связь «Фотоны». И ЦУП дал добро: «Отвечайте, раз зовут!». Так начался сеанс связи, не предусмотренный регламентом: – «Фотоны», «Фотоны», на связи «Чумикан».

– Здравствуйте, «Чумикан»! Ну как вы там?

Судно зарывалось в волны, антенная площадка раскачивалась в бешеной амплитуде вместе с людьми, прикрепленными к ней, работавшими под облучением всех антенных устройств… – Спасибо, хорошо, – ответили с океана космосу.

– Давно вы там стоите?

Дата была секретной, поэтому последовала заминка, но командир связи быстро нашелся: – Вместе с вами.

– Рыбу ловите?

– Ловим… – Ну, желаем вам успехов, до свидания.

– Спасибо, до свидания.

Далее связь продолжалась только с ЦУПом… Полет Ляхова с Рюминым, стартовавший 25 февраля 1979 года, вошел в историю мировой космонавтики как рекордный. Он длился 175 суток 35 минут 37 секунд. Космонавты работали на орбитальной станции «Салют-6» в тесном контакте с рыбаками-промысловиками, определяя по цветовым оттенкам океана места скопления рыбы.

Работали космонавты и как геологи, рассматривая, где находятся разломы земной коры, указывающие на наличие полезных ископаемых, и кольцевые структуры – приметы месторождений нефти и газа. Эту мирную работу и исполнение задач, о которых и сегодня не упоминается в документальной литературе, сопровождала телефонная связь, которая по сравнению с радиосвязью давала космонавтам массу преимуществ. Прежде всего – широту действия, возможность в любой момент через плавающий ретранслятор наладить контакт с нужным «абонентом» на Земле.

Поход «Чумикана» по обеспечению связи с космосом длился 180 суток. И о нем до сих пор известно не много. За проделанную работу к правительственной награде был представлен кто-то из командующего состава, а непосредственным исполнителям, операторам связи, работавшим под облучением антенных устройств, дали по грамоте, пообещав, что «в следующий раз наградят».

– Но следующих разов было не счесть, – говорит руководитель расчета операторов, – а принцип награждения соблюдался и позже: «сначала старший по дому»…

Записала Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.

P.S. К изданию готова книга морских рассказов Граждана, в которой масса уникальных эпизодов и деталей. Она ждет спонсоров. Тел. 53-56-53.