В Магнитогорске на минувшей неделе состоялось заседание Координационного совета Союза представительных органов. Вопросы были достаточно острыми и актуальными и поэтому обсуждались весьма эмоционально. Ульяновск на заседании представлял спикер городского парламента Василий Гвоздев.

– Василий Анатольевич, расскажите о прошедшем заседании. Что именно вызвало такие горячие споры?

– Начну с того, что Координационный совет представительных органов существует уже более десяти лет. Совет был создан для того, чтобы решать вопросы местного значения и отстаивать интересы городов на более высоком уровне. Часто при исполнении федеральных законов на местах, то есть в городах и районах, появляются трудности. Как говорится, гладко было на бумаге, но забыли про овраги. Например, на этом заседании много вопросов у глав муниципальных образований было именно по реализации Федерального закона № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

– И какие же трудности возникли, когда Закон заработал?

– Изначально создатели этого документа преследовали благие намерения, ведь принимали его в целях борьбы с коррупцией чиновников. С введением этого Закона распределение денежных средств происходит более прозрачно. Четыре года ремонт дорог, проведение каких-либо мероприятий по благоустройству, закупка лекарств, оборудования, мягкого инвентаря проходят через конкурсы. Заказ получает тот, кто предлагает лучшие условия, то есть готов оказать услугу за меньшие деньги и обеспечить качество. Многие подрядчики действительно работают хорошо, и муниципалитеты ими довольны. Но всегда находятся те, кто готов воспользоваться несовершенством законодательства. Определенные недоработки в Законе позволили недобросовестным подрядчикам проникнуть в муниципальные и государственные заказы. Их цель – просто заполучить бюджетные средства, в погоне за наживой они забывают и о качестве, и о сроках исполнения работ, и о других контрактных обязательствах. Причем, неоднократно перерегистрировавшись, они вновь и вновь имеют доступ к бюджетным средствам. Поэтому очень важно поставить им заслон и отрезать их от бюджетной кормушки. Это возможно лишь при внесении поправок в ФЗ №94. На заседании Координационного совета было принято около тридцати поправок, которые предложили эксперты-практики из разных уголков страны. Кстати, решение Координационного совета будет доведено на сессиях до депутатского корпуса Ульяновской Городской Думы. Кроме того, во всех городах-участниках представительные органы примут обращения в региональные парламенты с тем, чтобы те поддержали предложения по поправкам в Федеральный закон №94 и выходили с законодательной инициативой в Госдуму.

– А может быть, проще вообще отменить Закон о муниципальном заказе?

– Нет, ни в коем случае, это будет шаг назад. До принятия ФЗ №94 освоение бюджетных средств было монополизировано и заказы получали заранее созданные предприятия, близкие к исполнительной власти, а предпринимателям путь был закрыт. Еще раз повторюсь, что Закон очень важный и нужный, надо только его доработать, отшлифовать. Поэтому Координационный совет единогласно принял решение выйти с законодательной инициативой по внесению изменений в этот Закон и внести предложения о поправках, которые позволили бы качественно и своевременно исполнять государственные и муниципальные контракты. Документов очень много, и все заинтересованные могут ознакомиться с ними в Ульяновской Городской Думе.

– Наверняка заседание не обошлось без вопросов, касающихся местного самоуправления?

– Да, мы с коллегами обсуждали поправки в Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», которые недавно вступили в силу. Они касаются процедуры отстранения от должности мэров городов в случае неисполнения своих обязанностей и расширения контрольных полномочий представительного органа. Кстати, немаловажно, что эти изменения в Законе были инициированы президентом страны и поддержаны главами регионов. А с тем, что отчеты глав муниципалитетов перед депутатами о проделанной работе – это реальный механизм воздействия, контроля и оценки, согласились все участники заседания.

– Как Вам понравился сам город? Какой опыт Магнитогорска можно было бы перенять?

– Магнитогорск – крупнейший центр черной металлургии, и градообразующим предприятием там является металлургический комбинат. Руководство комбината занимает очень правильную позицию и помогает городу в решении социальных задач. С моей точки зрения, это пример для подражания многим руководителям предприятий России. Сотрудники комбината имеют прекрасный соцпакет, здесь очень сильный профсоюз, который защищает интересы рабочих. Например, за счет металлургического комбината построен и содержится комплекс для отдыха сотрудников и горожан. Это горнолыжный курорт, работающий семь месяцев в году, различные лечебные корпуса, конно-спортивный клуб. Я сделал вывод, что это результат взаимодействия городских властей и бизнеса. В этом смысле Ульяновску есть чему поучиться у Магнитогорска, ведь это наиболее короткий путь к развитию города.