Сегодня ОАО «Российские железные дороги» является в России не просто одним из основных монополистов не имеющим конкурентов. Контрольный пакет акций этого сверхмонополиста принадлежит государству, что, по сути, делает его государственной монополией, имеющей ежегодный многомиллиардный оборот. Безусловно, основную часть оборота ОАО «РЖД» составляют перевозки грузов и пассажиров. Немалую часть доходов «РЖД» составляют еще и так называемые дополнительные услуги для пассажиров.

Нашей редакции, пришлось на собственном опыте столкнуться с этой стороной деятельности железнодорожного гиганта и тех фирм, которые кормятся рядом с ними. Достаточно быстро мы смогли убедиться, что здесь вовсе не брезгуют возможностью «тырить» по мелочам.

Солидная рекомендация

В конце 2007г. к нам обратилось руководство самарского ЗАО Издательский дом «Информационные системы», в лице его генерального директора В. Карабанова, который предложил поставлять газету «Дыхание земли» для последующего размещения в вагонах повышенной комфортности Куйбышевской железной дороги. Причины предложения понятны – наша газета удостоена «Золотого знака прессы России». Мы и сами давно стремились приблизиться к читателям, которые коротают с газетой в руках дорожный досуг. Поэтому редакция согласилась на предложение ЗАО ИД «Информационные системы» поставлять газету по сверхнизким ценам всего по одному рублю за экземпляр. Тем более что гарантом порядочности медиа-оператора «Информационные системы» выступал начальник сектора по обслуживанию пассажиров региональной дирекции Куйбышевской железной дороги. Он дал наилучшие рекомендации своему подрядчику. Одним словом, изначально ни что не предвещало будущих проблем.

Газета заключила с ЗАО ИД «Информационные системы» договор на весь 2008 год, в котором был прописан порядок будущей совместной работы по повышению уровня комфортности путешествия пассажиров в поездах КБШжд. В приложении к договору особо подчеркивается, что его содержание является коммерческой тайной и не подлежит разглашению. Пустая формальность? Как показали дальнейшие события, вовсе нет.

Точки над «i»

Действительно, для руководства «Информационных систем» крайне нежелательно разглашение методов их работы. Редакция честно выполнила все взятые на себя обязательства. В течение 2008 года медиа-оператор исправно получал газету, которая входила в пакет услуг, предоставляемых пассажирам вагонов повышенной комфортности. Правда, рассчитываться в двухнедельный срок, как это было говорено в договоре, «Информационные системы» почему-то не спешили. Впрочем, тогда это воспринималось всего лишь как небольшая небрежность со стороны партнера. Да и деньги были не столь уже существенными. Вполне можно было подождать до конца года и получить всю годовую сумму сразу.

Однако, к концу года ситуация начала вызывать некоторое беспокойство. Сумма потихоньку набежала – до 33030 рублей. Для редакции в условиях кризиса это немалые деньги. Письма с уведомлениями о необходимости погасить долг, оставались без ответа. Наконец недавно посчастливилось по телефону выйти на представителя Издательского дома Александра Тургенева, который сначала заявил, что их фирме деньги за газеты задолжала сама железная дорога. Мы связались с господином Осановым, нынешним руководителем дирекции по обслуживанию пассажиров, который, в свою очередь, заявил, что деньги «Информационным системам» перечислены в установленные договором сроки. После этого господин Тургенев сказал, как отрезал – подавайте в суд! Так, спустя более года партнерства, «Информационные системы» расставили все точки над «i».

Сам Бог велел!

Разобраться в этой ситуации наша редакция просто обязана. Любопытно, что в числе тех, кого «кинули», и другие ульяновские газеты. Это что же делается? Откуда такая лихость и бесстрашие? Не боятся обличений, не собираются отдавать деньги. Словно, как в мутные первые годы перестройки дельцы наглели, когда были уверены в крепкой «крыше» где-то в верхах. Мы неоднократно писали о разномастных аферистах ранее, будем делать это и впредь. Поскольку в данном случае мы сами столкнулись с явными жуликами, то, как говорится, разобраться с ними нам сам Бог велел.

Одним из путей решения проблемы с ЗАО ИД «Информационные системы» и КБшЖД может стать обращение в суд. Вполне естественно, что в таком случае мы будем требовать не только сумму долга, но и компенсацию за судебные издержки, а также за моральный ущерб.

Это может быть и обращение в прокуратуру, на помощь которой мы вправе рассчитывать как все другие граждане. Возможно обращение и в отдел по борьбе с экономическими преступлениями. В данном случае есть достаточно оснований для предположений факта заурядного мошенничества. Конечно, для финансовых масштабов РАО «РЖД» сумма в 33 тысячи рублей смехотворная. Но отдавали газеты мы по минимальной цене, а вот за какую стоимость их получали пассажиры? Возможно, сумма пропавших денег не 33 тысячи, а 330? Не такое уж и мелкое мошенничество.

«Информационные системы» явно сотрудничают не только с нашей газетой, но и с газетами из других регионов, по которым ходят поезда КБшЖД. Здесь вполне может иметь место многомиллионная афера, сложившаяся из таких относительно мелких сумм, как у нас.

От таких сумм аферисты никогда не поскупятся «отстегнуть» тому, кто даст им солидные рекомендации от лица такой крупной фирмы – монополиста, как «РЖД». Надо ли в поисках взяточников организовывать широкомасштабные кампании? Они не очень-то и прячутся. «Правила игры» просты: главное, чтобы их деятельность, не подлежала разглашению.

Вопреки желанию аферистов мы не только сделаем все, чтобы вывести их на «чистую воду», но и обязательно расскажем о результатах расследования нашим читателям.

Юрий КОРАБЛЕВ