Ветеран-фронтовик Василий Георгиевич Артамонников родился в ноябре 1923 года в крестьянской семье на хуторе Верхне-Безымянский Сталинградской области. Родители его – рядовые колхозники. Учился в школе, трудился вместе с родителями в колхозе «Вышенский». Освоил все «специальности» крестьянского труда. Весной на сеялке засевал поля, летом отвозил на лошадке зерно от комбайна, а потом и на элеватор за 20 километров, осенью – плугарил, пас коров и телят, зарабатывая трудодни для семьи. В школе увлекался математикой и географией, любил физкультуру, носил значок ГТО. А после окончания средней школы, в январе 1942 года, был призван в армию и направлен на учебу в Сталинградское военное училище связи. С приближением фронта к городу училище перевели в город Муром Владимирской области. Занятия проходили по ускоренной программе: фронт нуждался в офицерских кадрах. Рабочий день курсантов доходил до 12 часов, да самоподготовка – 3-4 часа. Курсант Артамонников старался досконально освоить профессию военного связиста.
По окончании училища Василий Георгиевич в звании младшего лейтенанта прибыл на Южный фронт в мае 1943 года и был назначен в 96-ю стрелковую дивизию, в 5-й батальон связи, командиром взвода. Так началась фронтовая жизнь молодого офицера. Артамонников с ходу получил боевое задание: срочно установить связь командира дивизии с 293-м полком, находящимся на передовой. Взвод связистов приступил к прокладке телефонного кабеля под непрерывными артиллерийскими и минометными обстрелами противника.
Артамонников разбил линию прокладки кабеля на отдельные участки, назначив при них ответственных телефонистов, а сам ползком попластунски вместе с бойцами взвода проводил прокладку кабеля на наблюдательный пункт и в штаб полка. Такие боевые задания стали повседневными для командира взвода. Связистам телефонной связи достался тяжелый труд.
Ведь солдат-связист нес на себе одну-две катушки кабеля, весом каждая по 10 килограммов, имел при себе автомат, противогаз и малую саперную лопату.
Связь часто прерывалась из-за обрывов кабеля от вражеских снарядов и бомбежек фашистской авиации. «В нашем взводе, – говорит Артамонников, – были убитые и раненые. Нагрузка на связистов в период отдельных операций огромная, они прокладывали в дни боев более сотни километров телефонного кабеля, а таких операций на фронте – несметное количество».
В составе 28-й армии связисту пришлось участвовать в освобождении Левобережной Украины. Особенно запомнилось ему форсирование Днепра. Жестокие бои проходили при освобождении Николаева. Город, рассказывает Василий Георгиевич, был фашистами полностью разрушен. Знаменитые судостроительные и судоремонтные заводы, железнодорожный вокзал, электростанция, морские причалы были взорваны, большинство жилых домов превращены в руины. За форсирование Днепра и освобождение Левобережной Украины Артамонников был награжден медалью «За боевые заслуги» и ему было присвоено новое воинское звание – лейтенант.
А дивизия была переброшена в Гомель, в распоряжение 1-го Белорусского фронта, который готовился к освобождению Белоруссии.
Условия для военных действий были крайне неблагоприятны. «Я подумал, – говорит Василий Георгиевич, – как будем наступать, кругом непроходимый лес, множество рек с топкими поймами, многочисленные торфяные болота. Но я ошибался. Саперы вместе с пехотой прорубали в лесу просеки и строили дороги, по болотам мостили гати, наводили понтонные мосты. В ротах солдаты плели какието широкие лапти (чуни). Неожиданно в наш 293-й полк приехала группа генералов во главе с маршалом Жуковым и командующим фронтом Рокоссовским. Они проверяли готовность подразделений к предстоящей операции. Жуков остановился около солдата, который плел чуни, и спросил его, зачем они ему нужны. Он ответил – чтобы ходить по болоту и не утонуть. Маршал живо оценил эту солдатскую инициативу и здесь же дал указание генералам изготовить эти болотные лапти во всех пехотных частях. Этот неординарный случай в нашем полку, говорит Артамонников, был удачно показан в кино – эпопее «Освобождение».
Лейтенант Артамонников за бесперебойную организацию связи в ходе Белорусской операции был удостоен ордена Отечественной войны II степени.
Позже Василий Георгиевич был участником штурма Кенигсберга.
В тех боях за город Артамонников был тяжело ранен и отправлен на лечение в военный госпиталь в Каунасе, где и встретил День Победы. После лечения, прибыв в запасной офицерский полк, он узнал, что командованием армии за свои боевые заслуги включен в Парадную группу фронта для участия в военном параде в Москве.
В начале июня 1945 года участники Парадной группы приехали в столицу и были размещены в воинских казармах, рассказывает Василий Георгиевич. Подготовка к параду была сложной: вставали в пять часов утра и после завтрака семь часов занимались строевой подготовкой. Каждый день, во второй половине дня, участвовали во встречах с трудовыми коллективами заводов и фабрик, посещали музеи, театры и концертные залы. Для каждого участника отдельно было пошито новое обмундирование. От каждого фронта в параде участвовало по одной тысяче человек, наиболее отличившихся в боях и имеющих боевые награды. Всего в параде приняло участие 40 тысяч фронтовиков, слушателей военных академий и курсантов военных училищ.
Парад состоялся 24 июня 1945 года на Красной Площади в Москве. Его принимал маршал Жуков, а командовал парадом маршал Рокоссовский.
После окончания войны с Германией Артамонников в августе 1945 года участвовал в разгроме милитаристской Японии в составе 1-го Дальневосточного фронта. В мирное время он продолжал службу в подразделениях Дальнего Востока, откуда был направлен на учебу в Академию тыла и транспорта. После ее окончания Василий Георгиевич служил в группе советских войск в ГДР, а потом в различных частях Московского военного округа на должностях заместителя командира полка по тылу в звании подполковника. В 1967 году он был переведен на преподавательскую работу в Ульяновское высшее военно-техническое училище старшим преподавателем по тактике и тылу. В 1973 году демобилизовался по возрасту. На гражданке несколько лет работал заместителем начальника «Главульяновскстроя» по гражданской обороне. В 1975 году вышел на пенсию. Гвардии полковник Артамонников за свою ратную службу награжден двумя орденами Великой Отечественной войны I и II степени, двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За победу над Германией», “За взятие Кенигсберга” и многими другими.
Михаил ЧЕРНОВ, участник Великой Отечественной войны, подполковник в отставке.