Сурский район отмечен в летописях Симбирского-Ульяновского края не единожды. В далёком 1552 году Иван Грозный основал здесь заставу, где стрельцы охраняли землю русскую от разрушительных набегов Золотой Орды. Как гласит предание, однажды на помощь стрелецкому войску пришли небесные силы, и с тех пор районный центр – бывшее село Промзино, а ныне Сурское – считает ся святым местом.

СВЯТОЙ НИКОЛАЙ

По легендам, в 1600 году городище Промзино пережило очередное нашествие – к Суре приблизились кубанские татары. Они были на другой стороне реки, но многочисленностью своей и свирепым видом привели в смятение сторожевых людей. Приуныли ратники, но вдруг увидели, что враг… остановился. Несколько дней объятые страхом вражеские полчища не могли ступить и шагу вперед – на Белой горе перед ними возвышался огромный седовласый старец. Вскоре татарское войско повернуло вспять, а наши воины, узнав причину бегства, отправили на гору своего гонца. Но едва тот въехал на вершину горы, как его конь споткнулся, стал пятиться назад и пал на колени. Когда воин сошел с коня, он увидел перед собой образ, обращенный ликом вверх – это была икона с изображением Николая Чудотворца.

Белая гора стоит и по сей день, только теперь называют её Николиной. 22 мая в Сурское стекаются тысячи поломников со всей страны. В день Святого Николая Чудотворца они приходят сюда, чтобы окунуться в святой источник и смыть свои хвори и несчастья.

ПОМЕСТЬЯ С ДВОЙНЫМ ДНОМ

Но и раньше, и теперь у подножия святой горы жили обычные люди, в домах у которых кипели нешуточные страсти.

В середине, Х1Х века жили в Промзино две сестры-купчихи Соколовы. Дамы они были загадочные и набожные, замужем никогда не были, а по селу ходили в чёрных монашеских одеяниях. Поместье купчих Соколовых находилось недалеко от Николиной горы, почти у самого её подножия. Два огромных особняка были самыми красивыми и богатыми зданиями во всём селе. Строил их из крепкого промзинского кирпича брат купчих Степан, известный самарский купец. Всю свою жизнь сестры якобы были на его содержании, но кто кого содержал – ещё вопрос…

Злые языки утверждали, что между домами двух сестёр был тайный подземный ход, который соединял оба здания, и там, в подвалах, находилась кустарная мастерская по чеканке поддельных царских монет. По рассказам старожилов, чеканить фальшивые деньги сестрам помогали крестьяне, которые, сделав своё дело, бесследно пропадали. Одни говорили, что мужиков безжалостные сестрицы убивали, чтоб те лишнего не болтали, другие же утверждали, что крестьянам за работу давали горсть золотых и отпускали на все четыре стороны, поэтому в селе их больше никто не видел.Так это или нет – доподлинно не известно, но людская молва сохранила о сестрах не только дурные сплетни. Случалось, что мрачные “монашенки” помогали местным погорельцам деньгами и строили дома.

А дед одной местной жительницы рассказывал ей в детстве такую историю. Совсем юным мальчишкой он из шалости постучался в барский дом, но убежать не успел, На порог вышла сама купчиха Соколова и спросила мальчишку: ‘Ты чей?”. “Я Вальки Типкова сын…”

– запинаясь от страха, только и пробормотал сорванец. Тогда старуха, даже не спросив, что ему надобно, велела подождать за дверью, а сама скрылась в огромном доме. Через минуту она вынесла мальчишке монетку – один золотой (по тем временам, сумма довольно приличная).

В самом Сурском никто не помнил сестёр молодыми, -и в народе говорили, что за золотые монетки и смирение сестры искупали грехи молодости.

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА ИЗ ПРОМЗИНО

Но у подножия святой горы грехи не только искупались, но и наживались. За толстыми сценами усадеб местного дворянства порой разыгрывались настоящие трагедии. Словно легендарная трагедия Шекспира, история о влюблённых из Промзино-Сурского, произошедшая больше века назад, до сих пор леденит кровь и заставляет дивиться суровым нравам наших предков…

В начале прошлого века жили в Промзино две семьи – богатая и знатная купеческая семья Гордеевых и бедная, еле-еле сводившая концы с концами семья Никишиных. Подрастали в двух домах дети-одногодки: у купцов Гордеевых – сын Иван, а у голи перекатной Никишиных – дочка Настя. И как исполнилось детям по пятнадцать лет, полюбили они друг друга. Несколько лет встречалась парочка тайком от родителей, прячась по рощам да по лугам. Но шила в мешке не утаишь, как не утаишь от соседей в небольшом селе влюблённых взглядов. Рассказали доброхоты отцу Ивана, что сын его с простолюдинкой бедняцкой спутался. От ярости купец только что проклятья на голову сына не сыпал, всё кричал, чтобы тот эту блажь из головы своей выкинул, а если сам не справится, найдёт ему отец невесту под стать, да чтобы ровней была! Вот и весь сказ…

Долго после этого Ваня отца молил, чтобы тот смилостивился и дал благословение им с Настей на венчание. Ведь в те времена жениться без родительского благословения было немыслимо, существовало даже поверье, что долго такому браку всё равно не продержаться. Но суровый родитель был непреклонен. И тогда влюблённые решились на роковой шаг… Как-то рано утром Ваня собрался на службу, расцеловал мать, взял холщовый свёрток и ушёл. За селом, у заснеженного подножия Николиной горы его уже поджидала Настенька. Молодые обнялись, расцеловались, и из тряпичного куля Иван вынул ружьё. Сначала он застрелил свою суженую, а потом покончил с собой…

На выстрелы прибежали сельчане и не могли сдержать слёз от увиденного. Мёртвые влюблённые лежали рядышком, словно просто заснули…

Эта трагедия потрясла всё село, и только у жестокого отца Ивана сердце так и не смягчилось. Даже после смерти он не разрешил похоронить влюблённых рядом. От их пламенной любви осталась только красивая и трагическая история, да фотография с места их гибели, на которой они всё ещё вместе, словно Ромео и Джульетта…

КЛАДЫ СУРСКОГО РАЙОНА

По преданиям, в окрестностях разных сёл Сурского района спрятаны несметные сокровища. Так, в одном из источников середины XIX века можно найти рассказы старожилов о горе близ деревни Паркиной, где будто бы хранится клад, положенный Степаном Тимофеевичем Разиным. И есть на то веские основания. История сохранила описание случая, как полицейский сотник деревни Паркиной в 1844 году поймал на той горе одного отставного солдата с тремя крадеными лошадьми. Помимо ворованной животины, у солдата оказался и занятный документ – подробная инструкция с указаниями, где и как спрятан клад Стеньки Разина. И будто бы инструкцию эту – как взять клад, и какие молитвы должно читать, когда будешь приступать к открытию сокровища, и какие страсти при том будут представляться, и как распорядиться найденным сокровищем – переписал старый солдат со свитка, написанного самим легендарным атаманом. Но вот что было дальше и с самим солдатом, и с сотником, и с крадеными лошадьми – история . умалчивает. Может, и отрыл кто из них несметные сокровища легендарного атамана. А может, ждут они своего часа в затерянных уголках Сурского района…

А вот об одном кладе, схороненном в окрестностях села Зимницы в 1770 году разбойничьим атаманом Кононом Андреевым, доподлинно известно. Его шайка, насчитывавшая 17 головорезов, 26 апреля 1770 года ограбила находившуюся в Зимницах усадьбу поручика Зимнинского. Добычей разбойников стали 2 500 серебряных рублей «в небольших трёх мешках»,»шитые золотом мундиры и камзолы, серебряная столовая посуда. В тот же день разбойников настигла воинская команда, но в бою солдаты были наголову разбиты, потеряв семерых убитых против одного разбойника. Однако шайка всё же вынуждена была рвать когти, припрятав сокровище в одном атаману известном месте. В июле 1770 года Конон был убит, унеся тайну с собой.

Ермил ЗАДОРИН и Татьяна КУЛИКОВА