Как известно, законодатели всех уровней законы и различные постановления принимают в массовом порядке, как блины пекут. Известно также, что большая часть из таких законодательных актов просто не работает.
Недавно были приняты ряд поправок в законы об общественном транспорте. Несмотря на то, что закон вступил в силу с 1 июня, и на то, что предварительно проводился месячник по наведению порядка в пассажирских перевозках, в салонах маршруток комфортнее и безопаснее не стало. Как и раньше из-под сидений «Газелей» часто торчат ручки швабр, ведра, а то и запасные колеса. Даже до такой мелочи, как обозначение на заднем стекле «Газели» или автобуса маршрута, по которому они следует, что требуют внесенные поправки, дело чаще всего не дошло.
Где обилечивать?
Другая норма, которую ввели при принятии поправок, это обязательное обилечивание водителем пассажиров. Делать это водитель обязан не по ходу движения, а исключительно на остановке. С тех пор мне так ни разу не повезло нарваться на такого водителя, который, не тронулся бы с места, пока не обилетит всех пассажиров. С другой стороны, даже подумать страшно, во что превратились бы остановки, если бы каждый водитель, не трогаясь с места, обилечивал пассажиров. На узловых остановках, особенно в «часы пик», моментально вырастали бы длиннющие очереди, которые вряд ли стали бы способствовать проезду остального транспорта. Кстати, мне никогда не доводилось сталкиваться со статистикой, которая убедительно показывала, что именно обилечивание «на ходу» является причиной аварий с участием маршруток.
Личная стоянка
Еще были повышены штрафы в тех случаях, когда водитель не пропускает пешехода на переходе, останавливает машину на пешеходном переходе или превращает остановку общественного транспорта в личную автостоянку. Нужно признать, что водители стали гораздо чаще пропускать пешеходов на переходах. Причем чаще других это делают водители «крутых» иномарок. А вот водители раритетов советских времен, грузового транспорта и общественного транспорта предпочитают ездить по старинке – у кого масса больше, тот и прав.
В качестве примера использования остановки для личной стоянки можно привести остановку на улице Гончарова, напротив ЦУМа. Она всегда забита личным транспортам. Поэтому пассажиры вынуждены высаживаться из автобусов и «Газелей» прямо посреди проезжей части. Кроме того, эта остановка настолько маленькая, что она просто не способна обеспечить нормальную и безопасную высадку пассажиров из останавливающегося здесь многочисленного общественного транспорта.
Для шустрых пешеходов
Наиболее ярко демонстрируется наплевательское отношение к правилам дорожного движения, как со стороны водителей, так и со стороны властей, прямо в центре Ульяновска. Я имею в виду перекресток улиц Гончарова и К. Маркса. Напротив Дома быта, маршрутки, следующие в конечную часть улицы, здесь не просто останавливаются на пешеходной «зебре». Иногда они выстраиваются на «зебре» в два и в три ряда. Да порой так плотно, что пешеходам нет никакой возможности нормально перейти на другую сторону улицы по сигналу светофора. Им приходится обегать маршрутки и рысцой пересекать проезжую часть. Ведь работа сигналов светофоров у нас рассчитана на достаточно шустрого пешехода. Ситуация на этом перекрестке не может быть не известна административным властям и руководству ГИБДД. Но все остается по-прежнему.
Столь массовое принятие мертворожденных законов и постановлений, а также не способность местных властей обеспечить их исполнение, укрепляют у населения правовой нигилизм. Стоит ли после этого удивляться, что подавляющее большинство населения за последние годы еще более укрепилось в мысли, что бумага все стерпит, а закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло.
Юрий КОРАБЛЕВ