искали в облдраме театральные критики со всей России
На прошлой неделе в ульяновский областной театр драмы съехались критики со всей страны и ближнего зарубежья – Кишинева и Одессы. Здесь проходил Международный семинар театроведов и журналистов, специализирующихся на искусстве Мельпомены. Под руководством ведущей московской критикессы, главного редактора столичных журналов «Иные берега» и «Страстной бульвар, 10», председателя жюри нескольких всероссийских театральных фестивалей Натальи Старосельской, гости подвергли детальному разбору и анализу «плюсы» и «минусы» местных постановок.
Надо сказать, что Наталья Старосельская – человек уникальный. Она автор многих монографий, посвященных театральному искусству и его деятелям, знаток восточной культуры (в частности, Китая). Именно под ее началом российский Союз театральных деятелей создал Центр поддержки русских театров за рубежом, который и по сей день выполняет свою благородную миссию, поддерживая русскоязычные труппы, оказавшиеся за пределами родины после распада СССР.
И, что немаловажно, уже около двух десятилетий насчитывает любовь Старосельской к ульяновским «лицедеям» – в облдраме она частый и званый гость. Успела побывать здесь и со своим семинаром: пять лет назад молодые критики уже съезжались в наш город, чтобы познакомиться с культовыми постановками Юрия Копылова – эпическими полотнами «Генрих IV», «Дьявол и Господь Бог», «Лев зимой». Нынче же репертуар оказался значительно проще, что, впрочем, не снизило количество споров по его поводу. Гости посмотрели прошлогоднего «Короля Лира» и совсем новый «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в постановке Копылова, новинку ушедшего сезона – «Обыкновенную историю» в постановке Дениса Кожевникова, так называемое «реалити-шоу» про «Девушек Beatles» (режиссёр Сергей Красноперец) и ветерана репертуара «Очень простую историю» режиссёра Олега Белинского.
– Это был необычный семинар, – делится своими впечатлениями Старосельская. – Как правило, наше обсуждение спектаклей в разных городах, куда мы съезжаемся два раза в год, происходит в постоянном составе. В Ульяновске же большинство участников оказались новичками, поэтому я особенно волновалась. Ведь моя задача – не научить какой-то театральной теории, а развернуть молодых критиков в сторону театра, сделать их его адвокатами. Чтобы неудачные постановки, которые периодически случаются то тут, то там, их расстраивали, а не давали злорадное вдохновение. Думаю, по итогам семинара можно сказать, что с этой внутренней задачей все справились.
– Как прошла встреча критиков с труппой?
– От нас не ждали «подвоха», поэтому атмосфера сложилась самая доброжелательная, без «ощетинивания». По лицам ульяновцев я видела, что не со всеми нашими оценками они согласны, просто не хотят вступать в спор, оставаясь при своем мнении. Участники семинара очень много говорили непосредственно об актерах, которых, как я заметила, это немножко «окрылило».
– Вы наблюдаете наш театр много лет. Чувствуете, как он меняется?
– Конечно. Для меня это всегда был театр Юрия Копылова. За редким исключением здесь ставил, в основном, сам Юрий Семенович. Во всем виделась его рука, его глаз и нерв. В этот раз нам выпало посмотреть спектакли разных постановщиков, и это хорошо. Стало видно, что, несмотря ни на что, своя линия у театра осталась, и если Копылов от нее отступает, то очень редко.
– Что вы имеете в виду?
– Таким исключением, с моей точки зрения, стал спектакль «Девушки Beatles», сделанный явно не в русле ульяновского театра. Не считаю пользой для молодых актеров, что они заняты в этом материале.
– Что еще вам показали в Ульяновске?
– Что касается остальных спектаклей, в том числе не-Копылова – каждый из них оказался по-своему интересен. В «Очень простой истории», скажем, собрано созвездие прекрасных актеров, и видно, как много привнесено в действо, придумано ими самими. Актеры наполнили пьесу высоким человеческим содержанием, хотя этого нет ни в пьесе, ни, честно сказать, в режиссуре. А когда персонажи-звери вместе с хозяином поют «На высоких берегах Амура» – становится действительно очень смешно…
Мне понравилась и «Обыкновенная история» по Гончарову. Это работа, которая делает роман-первоисточник удивительно современным. Мы выросли на том, что дядюшка Адуев – «проклятый капиталист», а восторженный деревенский мальчик Александр Адуев, прибывший в Петербург, его племянник, может вызвать только презрение. Сегодня акценты сменились…
О многослойном спектакле «Король Лир» мы с семинаристами говорили пять часов – он вызвал огромный поток мыслей. Вторая работа Копылова, «Женитьба Фигаро» – постановка тоже очень сильная, в ней идет обращение к какой-то немыслимо огромной культурной памяти человечества. Вообще, Копылов – такой режиссер, который всегда предлагает нам закрытую «китайскую шкатулку», но не дает ключей от нее. Загадку ключей мы, зрители, должны разгадать сами. Он никогда не заискивает перед залом, не облегчает восприятие, оставаясь верным себе. Одно из моих великих театральных пристрастий – разгадывать режиссерские секреты Копылова…
Александр ФИЛАТОВ