Стихийное бедствие
Ураган, обрушившийся в ночь с 5 на 6 июня на Старомайнский, Чердаклинский и Мелекесский районы, как и все другие атмосферные явления выглядел, как полная неожиданность. Хотя синоптики обычно успевают предупредить об ураганах заранее. Что, впрочем, отношение чиновников к проблеме не меняет.
Так синоптики в течение всего июня 2007 г. многократно предупреждали чиновников, что ураган в области неизбежен. Что и произошло дважды – в ночь 30 июня и 8 июля. Однако к ударам мощного ветра область оказалась не готова, а население не предупреждено. От ветра, достигавшего скорости 24 м в секунду, в области пострадали 35 населенных пунктов в 7 районах, где проживают около 17 тысяч человек. Наиболее распространенное последствие урагана – обрыв линий электропередач. В Вешкайме без электроэнергии тогда остались жители трех улиц, в Цильнинском районе – жители 11 сел. В Димитровграде без света длительное время оставались Центральный и Первомайский районы города, в Новомалыклинском районе – жители Новочеремшанска, Средней и Нижней Якушки.
Другое традиционное последствие ураганов – разрушение газопроводов, как это было в селах Степные Алгаши и Лесная Поляна, где без газа остались 26 частных домов. Тогда для проведения работ по ликвидации последствий урагана газовики и энергетики потратили 650 тысяч рублей.
Второй ураган, обрушившийся на Новомалыклинский район, был намного мощнее первого. Столетние дубы ветер вырывал с корнями. Всего за 20 минут в районе были выведены из строя более 100 км линий электропередач, разрушено половина газопроводов. Полностью уничтожен детский оздоровительный лагерь «Хоббит». Совершенно случайно удар стихии по Новочеремшанску обошелся без жертв. В детский лагерь новую смену, к счастью, еще не успели завезти.
Второй ураган 2007 г. нанес ущерб на сумму около 10 миллионов рублей. Однако масштабы разрушений, серьезные финансовые потери, как показало время, ничему не научили власти.
Картина, один в один, повторилась в ночь с 5 на 6 июня этого года. Население вновь никто не предупредил о надвигающемся урагане. Основной удар урагана с градом пришелся на Старомайнский район: горошины града размером с куриное яйцо лежали слоем в несколько сантиметров и не таяли до часа дня.
Из объектов социальной сферы сильнее других пострадала школа в Татарском Урайкино. В здании разбиты 62 окна, крыша градинами превращена в решето. По предварительным оценкам ремонт здания обойдется не менее чем в 350 тысяч рублей. Сумма для сельской школы баснословная. В неменьшей степени пострадал жилой сектор. Многие дома в селе остались без крыш и окон. И это притом, что основной удар урагана пришелся не на село, а на лес. Здесь ветер как спички ломал деревья диаметром до 40 сантиметров. Население нескольких сел осталось без электроснабжения. В двух местах упавшими деревьями были повреждены линии газопроводов. В селе Богдашкино у 10 домов снесло крыши. Только в Чердаклинском районе ущерб от урагана составит не менее 2,5 – 3 миллионов рублей.
В Мелекесском и Чердаклинском районах пострадали посевы кукурузы и подсолнечника. В Старой Майне у предпринимателя Сидорова погибли посевы на всех 250 га, засеянных им в этом году.
Уже через пару дней зазвучали бодрые рапорты о том, что жизнедеятельность пострадавших районов была восстановлена в течение суток. Чиновниками было обещано, что областная комиссия по чрезвычайным ситуациям рассмотрит возможности компенсации потерь от урагана. Но никто не удосужился объяснить, как оказалось, что районы не готовы к подобным стихийным бедствиям.
Чаще всего во время ураганов причиной аварий на линиях электропередач и газопроводов становится падение на них сломанных деревьев. Это застарелая и, по сути, не решаемая проблема, о которой мы уже писали. В обязанность коммунальных служб входит выбраковка и вырезка таких деревьев. Однако коммунальщики ссылаются на отсутствие денег и необходимых технических средств для проведения таких работ. Зато на растыкивание по улицам Ульяновска нелепых фигурок из кустов и металлических прутьев деньги всегда находятся.
Власти всех уровней, живущие по принципу «гром не грянет, мужик не перекрестится», скорее всего, будут спокойно ждать следующего разгула стихии, после которого снова начнут “креститься”. Точнее просить дополнительные средства, срочно закупать бензопилы для разрезания упавших деревьев и материалы для ремонта. И будут друг друга награждать за «ликвидацию последствий»…
Семен САБЛИН