Ситуация с переустановкой памятника Гейдару Алиеву, о которой рассказал в своем открытом письме руководителям города и области скульптор Сергей Бобраков, продолжает оставаться невыясненной. Напомним, что Сергей Владимирович сообщил о том, что в ближайшее время установленный в прошлом году монумент азербайджанскому лидеру будет в ближайшее время заменен на другой по необъяснимым причинам. Несмотря на серьезные заявления, прозвучавшие в той публикации, власть не выразила желания хоть как-то отреагировать. Более того, работы по замене уже начались – место монумента огородили забором. Получается, что либо совсем нет дела до общественного мнения, либо сказать нечего.

С просьбой прокомментировать происходящее мы обратились к настоящему профессионалу в вопросах, связанных с памятниками культуры, директору музея-заповедника имени В.И. Ленина Александру Зубову.

– Александр Николаевич, опять Ульяновск и опять памятники. В который раз уже – и снова над нашим городом будет смеяться весь мир. Как по Вашему, откуда столь неоднозначное и проблемное увлечение у нашей власти – строить и переустанавливать монументы?

– Вы совершенно правы – смеются и будут продолжать смеяться, пока наша власть не остепенится и не начнет поступать благоразумно. Сколько можно наступать на одни и те же грабли? «Прославились» на весь мир добровольно-принудительным сбором денег на памятник учительнице – теперь то же самое творится с Петром и Февронией, только в еще больших масштабах. Ну а теперь Алиев – сначала поставили, открыли, теперь будут менять. Зачем? По какой причине? За чьи деньги? Совершенно непонятно все, а особенно непонятно, кому это нужно? Такое отношение к мемориальной составляющей нашей жизни меня просто пугает. Во-первых, бездумная спешная установка новых мемориальных комплексов. Ведь что происходит в итоге? А то, что у людей нивелируется к ним отношение! Что просто заседает в голове мысль: «Да это просто снова властители куражатся! Новый памятник – просто новая игрушка, которая завтра будет не нужна».

А когда еще ко всей этой чехарде прибавляется инициатива поменять то, что уже поставили, доверие к действиям власти в этом направлении падает до нулевой отметки.

– Вам известны подобные прецеденты, произошедшие в других городах: когда официально открытый монумент менялся на другой без видимых причин?

– Нет, конечно! Это нонсенс! В современном цивилизованном обществе очень требовательно и избирательно относятся к памятникам. Во-первых, не ставят что попало. Помните недавний случай, когда Зураб Церетели хотел в Нью-Йорке установить очередное свое творение? Просто так, за свои деньги, казалось бы в дар – бери не хочу! Но от его предложения отказались ввиду того, что общественность восприняла эту инициативу неоднозначно. Еще в Зальцбурге, по-моему, был случай: поставил мэр без ведома горожан какойто памятник со стороны. Люди раз выразили недовольство, второй раз – не отреагировали. Тогда они собрались вечерком и самостоятельно демонтировали ненужную им статую – это был глас народа. Все очень серьезно, тут шутки шутить нельзя. А у нас воздвигают памятники людям, которые никак не связаны с Ульяновском. Зачем они тут? Кому они нужны? Тот же памятник Алиеву может вызвать вопросы, но там хоть какая-то привязка есть: он был в нашем городе, работал здесь непродолжительное время.

В наши дни азербайджанская диаспора выступила с такой инициативой, дали добро, поддержали, сделали, открыли. В принципе, монумент востребован хотя бы со стороны ульяновских азербайджанцев. И теперь проводить какие-то замены… Это опасно – играть с чувствами людей.

Кстати, а какая информация конкретно есть по этому поводу?

– Официально – никакой. Есть только письмо Бобракова. Уже начались работы – поставили забор.

Представители азербайджанской диаспоры не дают комментариев – очень явно избегают разговора.

Неофициально, в разговорах с людьми, все подтверждается – да, привезут новую скульптуру из Азербайджана, заменят по желанию азербайджанского посольства в Москве…

– Вот это-то и есть самое вопиющее – когда столь важные вещи делаются за закрытыми дверьми, втайне от глаз общественности!

Если нет официальной информации – то и спросить не с кого. И ведь теперь, если возникнут какие-либо неприятности, ответственного не найдешь: мэрия будет ссылаться на областное правительство, а оно еще на кого-нибудь. Должен быть документ: да, производится замена по таким-то причинам. И тогда всем все ясно, тогда не возникает чувства подвоха. Если намерения благие и чистые – почему все делается закрыто? Я бы рекомендовал, если есть заинтересованность этим делом, обратиться с официальным запросом в органы власти. Мне почему-то кажется, что с ответом возникнут большие проблемы – потому что царит безалаберность и безответственность.

Обязательно нужно это сделать, ведь тема очень серьезная, и прецедент создается неоднозначный и даже, возможно, социально опасный.

Алексей ЧЕРНОВ.