Про оптимизацию школ сказано в последнее время немало. Эту тему можно продолжать бесконечно: так много содержится в ней проблем и острых вопросов. Однако уже в ближайшее время нужно принимать конкретные решения, чтобы к 1 сентября было ясно, какие школы в Ульяновской области будут закрыты, какие реорганизованы и куда дети пойдут 1 сентября. Поэтому не случайно очередной «правительственный час», состоявшийся в четверг в Законодательном Собрании, был посвящен оптимизации общеобразовательных учреждений. Реорганизацию системы школьного образования, в ходе которой одни школы исчезнут совсем, другие превратятся из средних в начальные, российские власти объясняют комплексом причин. Население страны, особенно в сельской местности, продолжает сокращаться, поэтому многие учебные заведения несут серьезные затраты при малой заполняемости учениками. По данным областного министерства образования, в некоторых сельских школах содержание одного ученика обходится в 70 тысяч рублей в месяц – примерно столько же, сколько студента-медика. Сегодня, по словам заместителя председателя правительства Ульяновской области Тамары Девяткиной, плановая мощность всех школ области составляет примерно 200 тысяч детей. А реально в них обучается только 113 тысяч школьников. Таким образом, неэффективно используется 44% площадей: то есть из 554 школ области 243, условно говоря, пустуют. На содержание «виртуально» пустых школ в прошлом году было затрачено около 318 млн рублей – это сопоставимо с половиной собственных доходов такого города, как Димитровград, за 9 месяцев. Существует и такой перекос: в 164 городских школах Ульяновской области обучается 82 тысячи человек, а в 390 сельских – лишь чуть более 31 тысячи. Содержание одного школьника в Ульяновске составляет 15,9 тысячи рублей, а в Новомалыклинском районе, например, – 32,8 тысячи рублей. С1 сентября 2009 года в российской начальной школе начинается обновление образовательных стандартов, которое предъявляет новые требования к условиям реализации образовательных программ – материально-техническим, кадровым, финансовым. Правительство РФ ставит цель довести к 2012 году долю обучающихся в современных условиях до 70%. А в сельской местности, как сказала Девяткина, модернизация образования идет медленно, школы часто не готовы к введению нового содержания и инновационных технологий обучения. Более того, порой не хватает элементарного: 6,5% школ Ульяновской области не имеют центрального отопления и водоснабжения, 7% – пищеблоков, 30% сельских школ не имеют теплых санузлов. – На селе невозможно создать школу, которая была бы конкурентоспособной по отношению к городским из-за дефицита качественных ресурсов, – подчеркнула зампред облправительства. – Поэтому необходимо с одной стороны обеспечить концентрацию ресурсов в отдельных образовательных учреждениях, а с другой – обеспечить доступ к данным ресурсам максимального числа обучающихся. Проще говоря, бесперспективные школы придется ликвидировать, вложить деньги в укрупненные, базовые, современные учреждения и возить туда детей, у которых нет школ в родных селах. Процесс оптимизации сети образовательных учреждений уже запущен, и сегодня во весь рост стоят две основные проблемы. Одна – что конкретно закрывать, что реорганизовывать, что укрупнять? Другая – где дальше, после закрытия своих школ, будут учиться дети? Об этом говорили и депутаты ЗС после выступления Девяткиной. Было отмечено, что в докладе зампреда преобладала экономика. Но образование нельзя измерять только экономическими показателями, это – вклад в будущее страны, в то, какие люди завтра станут в ней жить. Детального анализа по качеству обучения в школах Ульяновской области, своеобразного «рейтинга школ», на «правительственном часе» не прозвучало. Особенно такой анализ необходим по школам, которые намечено оптимизировать, нужна увязка их будущего с дальнейшими перспективами населенных пунктов. Много остается неясного и с подвозом детей в новые для них школы с 1 сентября 2009 года. – В районах, в муниципальных образованиях сегодня нередко просто берут под козырек, когда речь идет о ликвидации школ, – сказал первый вице-спикер ЗС, глава фракции «Единая Россия» Александр Майер. – Мы планируем закупить для перевозки школьников 91 автобус для области. А потребность – 172 автобуса. Как же остальные дети будут добираться в школу? Или возьмем дороги. Для общего ремонта дорог на школьных маршрутах нам сегодня требуется 177,4 млн рублей. Объем же запланированных работ на этот год составляет всего 16,5% от этой суммы. А что делать школьникам, у которых в селах дороги не отремонтируют? Если нет нормальной дороги, нет автобусов, то нечего в таких селах и школы трогать. Нужно их переводить в разряд малокомплектных до тех пор, пока не будут созданы условия для нормальной доставки детей к месту учебы. Нам с областным правительством- надо более тесно вести совместную работу. 9 июня, например, в ЗС уже проходил «круглый стол» по оптимизации образовательных учреждений, но пока учтена только одна его рекомендация. А время не ждет, до нового учебного, года осталось совсем немного. Кстати, в четверг Законодательное Собрание расширило список малокомплектных школ в области на 13 учреждений, доведя их число до 65. Такой статус позволяет школам, несмотря на маленькое количество учеников, получать дополнительное финансирование из бюджета. Малокомплектными школами в Ульяновской области являются сегодня только начальные. Но дана рекомендация в особых случаях предоставлять льготный статус основным и средним недоукомплектованным школам, если нет нормальной возможности возить детей на занятия в другое село. Итог «правительственного часа» подвел председатель Законодательного Собрания Борис Зотов: – Оптимизация образования – процесс сложный и болезненный. Мы лишний раз убеждаемся в этом. Многочисленные обращения, поступающие с мест с просьбами сохранить ту или иную школу, сигнализируют о том, что не все в порядке. Вопросы лучше решаются там, где в районах комплексно, серьезно занимаются проблемами оптимизации. Нам надо действовать гибко, в каждом конкретном случае находить действительно оптимальное решение. Ведь школы и дети – категория не только экономическая. Сергей ГОНЧАРОВ. Подготовлено при участи пресс-службы Законодательного Собрания области. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Девяткиной
Вы берёте на себя ответственность( включая уголовную) в случае гибели детей при передвижении детей, на большие расстоянияв соседнии посёлки и районы, в школу и домой?
666
Опубликуйте списк школ,подлежащих оптимизации!
GoDZilla
По данным областного министерства образования, в некоторых сельских школах содержание одного ученика обходится в 70 тысяч рублей в месяц – кто реально верит, что такие деньги выделяются? Кто видел ремонт дорог на так называемых школьных маршрутах? А быдло-родителей уже видимо вообще не спрашивают отпустит ли он своих детей зимой по гололеду за 50 верст? Власть до такой степени обнаглела, что прибор кладет на своих избирателей откровенно! Почему губернатор чукотки может построить яхту больше суперэсминца, но школы продолжают закрывать! Почему губернатор Питера с бомондом бухают на крейсере "Аврора" а школы продолжают закрывать! Все уже забили на русский народ чтоли? Китайцев ждем?