Над домом, принадлежавшем семье физика с мировым именем, будут водружены восемь этажей современного здания.

Про исследования — ни слова

Один из значимых памятников истории нашего города — дом, принадлежавший семье Игоря Курчатова, фактически будет стёрт с карты Ульяновска. По решению последнего заседания научного совета при комитете по культурному наследию нашего региона над стенами бывшего дома будут сооружены восемь этажей из стекла и бетона. Сейчас дом Курчатова расположен по адресу 2-й переулок Мира, 4.

– Всё началось несколько лет назад, когда одна крупная строительная компания приобрела большой земельный участок в границах первого и второго переулков и улицы Мира, – говорит о сложившейся ситуации сотрудник научно–исследовательского отдела музея–заповедника Вячеслав Головин. – Тогда все исторические здания конца XIX – начала XX веков были снесены и только одно – дом купца Иванова, застрял как кость в горле у застройщика. Дом этот является объектом культурного наследия – именно в этом здании с 1908 по 1912 годы жила семья Курчатовых. Архивные материалы однозначно доказывают этот факт: в списках избирателей значится Василий Алексеевич Курчатов – старший землемер–таксатор губернской землеустроительной комиссии, проживавший по адресу переулок 2-й Курмышок (нынче второй переулок Мира, 4). Будущий атомщик Игорь Васильевич Курчатов в то время учился в подготовительном классе симбирской мужской классической гимназии.

Сейчас прямо у фундамента дома вырыт котлован, забиваются сваи будущего здания. Снесены все хозяйственные строения. На стенах дома именитого физика – угрожающие обрушением трещины.

По закону собственник объекта культурного наследия обязан заключить с комитетом по культурному наследию Ульяновской области охранное обязательство и содержать памятник в надлежащем порядке. Весной этого года сотрудниками заповедника «Родина В. И. Ленина» был сделан запрос в комитет по этому поводу. Учёные мужи интересовались: согласовывался ли с комитетом снос исторических зданий, производилась ли фотофиксация и исторические исследования строений? Проводились ли археологические изыскания на месте расположения снесённых строений – ведь здесь были обнаружены объекты археологического наследия «Стоянка Булгар XI-XIII вв.»? В ответе, подписанном исполняющей обязанности председателя комитета Любови Ерёминой, сообщается, что собственнику здания направлено предписание о необходимости в течение 30 дней оформить охранное обязательство. Про исследования – ни слова.

Иезуитская гибкость

– После долгих поисков комитет нашел собственника и заключил с ним охранное обязательство, – комментирует ситуацию Вячеслав Головин. – Но собственник заявил, что средств на реставрацию памятника у него нет. Одновременно пошли обращения в инстанции о том, что дом не ремонтируется и предоставляет опасность как людям, проходящим мимо, так и зданиям стоящим рядом: мол рушится дом и помехи для проезда создаёт — даже пожарная машина, в случае чего не проедет.

Ради сохранения памятника научная общественность решила пойти на беспрецедентный шаг: в защиту дома Курчатова в марте этого года был организован пикет.

– В каком ещё городе соберутся 12 профессоров, академиков, лауреатов Ленинской и государственной премий для защиты памяти о великом учёном? – восклицает Головин. –

Но, как уже упоминалось, эпопея на этом не закончилась. Комитет собрал научный совет, где среди прочих, поднял вопрос и по этому зданию. Компания-застройщик предложила встроить дом Курчатова в десятиэтажное здание. Аргументировали этот шаг тем, что в Москве и Питере подобные методы применяются давно. Но основным доводом послужило аварийное состояние дома: большие трещины, прогибы потолочных балок и износ фундамента.

– Между тем, все нарушения в состоянии дома — прямое следствие возведения по-соседству высотных зданий, – уверен Вячеслав Головин. – Получается, что дом Курчатова сначала довели до аварийного состояния, потом — якобы с целью сохранения – изменили до неузнаваемости, а теперь уж вроде как надо радоваться, если от дома Курчатова хоть что-то, хоть в каком-то виде останется.

На вышеупомянутом заседании совета вопрос о доме Курчатова на голосование был поставлен с формулировкой: «О концепции сохранения объекта культурного наследия регионального значения и приспособления его для современного использования при сохранении подлинных капитальных стен». Большинство проголосовало «за». Те же, кто оказался «против», были обвинены в нежелании «сохранять».

Между тем статья 44 Федерального закона № 73 от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия» РФ гласит, что «приспособление объекта культурного наследия для современного использования» заключается в научно-исследовательских, проектных и производственных работах, проводимых с целью создания условий для современного использования объекта культурного наследия — обратите внимание! – «без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны»! Кроме того, в ход работ должна быть включена реставрация элементов объекта культурного наследия, представляющих собой историко-культурную ценность!

– Памятник будет уничтожен, – с горечью констатирует Вячеслав Головин. – Вместо дома Курчатова потомкам оставят угол дома из двух стен, где жил Курчатов. И всё это оказалось сделано с поистине иезуитской гибкостью приспособления законов под конкретные нужды заинтересованных лиц!

Помните поговорку про закон и дышло? Случаев проверить народную мудрость в нашей жизни, к сожалению, более чем достаточно. И, как с тревогой заявляют учёные, дом Курчатова может стать далеко не последним примером действия законов в повседневной жизни.

Екатерина НОВИЦКАЯ