В Ульяновской области состоялось крупное мероприятие территориальных органов Федеральной антимонопольной службы России (ФАС). Участники семинара-совещания рассмотрели ряд злободневных вопросов, касающихся применения и совершенствования антимонопольного законодательства. Речь шла также о судебной практике антимонопольного законодательства, взаимодействии территориальных органов ФАС России и прокуратуры; был сделан обзор последних изменений законодательства о размещении государственных заказов.

К разговору по затронутым вопросам приглашались представители законодательной и исполнительной власти, прокуратуры, судебных органов, руководители ФАС России и территориальных органов этого же ведомства, а также другие заинтересованные лица.

– Ульяновск – один из лидеров в антимонопольной службе России, – сказал заместитель руководителя ФАС России Павел Субботин. – По рейтинговым показателям регион входит в десятку лучших в стране. Здесь хорошая правоприменительная практика, устойчивая работа, которая подтверждается многими показателями. И не только статистическими данными: статистика – дело лукавое. Есть объективные показатели. Например, количество решений, оспоренных в судах. Те дела, которые прошли через судебные органы, подтверждают правильность принятых решений.

– Цель семинара?

– Мы определим более точный взгляд на важнейшие направления нашей работы. Предстоит, прежде всего, обозначить эффективное размещение госзакупок. Это большой спектр работы ФАС. Примерно половина всей работы, которую мы выполняем. И здесь очень много вопросов, которые касаются нашей службы, органов финансового контроля и так далее.

Три года действует закон о закупках. И каждый год количество нарушений удваивается. Есть недобросовестные поставщики. Нередко срываются сроки поставок. Если все это подсчитать, то экономия средств за год примерно равна бюджету здравоохранения и социального развития РФ. Это многие миллиарды рублей.

Правда, во время торгов цена нередко опускается в два или три раза. Конечно, это не всегда хорошо. Может случиться, что контракт будет заключен с недобросовестным поставщиком.

– Законодательство не догма, его можно изменять, совершенствовать с учетом жизненных реалий.

– Да, в законодательство постоянно вносятся коррективы. Сегодня у заказчика есть право не за все сразу платить. Можно начинать с десяти процентов от общей суммы. Заказчик имеет право сделать оценку того, что делается на том или ином этапе. Словом, достаточно механизмов, чтобы заказчика не обманывали, работу выполняли в установленные сроки и качественно.

– Что скажете о строительном рынке?

– Этот рынок, полагаем, в последующем станет «локомотивом» экономики, поскольку он рынок напрямую связан с металлургией, мебельным производством и другими отраслями.

Меня очень пугают разговоры, мол, не покупайте сегодня, подождите, пока пройдет кризис и цена на тот или иной товар «упадет». Экономисты понимают: если что-то сегодня построено, то это нужно обслуживать, поддерживать в нормальном состоянии. Если не купишь сейчас, то как «упадет» цена завтра? Она может только расти. Тезис «не покупайте – ждите» совершенно неприемлем. Надо покупать!

– Ваша служба всегда ли успевает реагировать на изменения, которые происходят на рынке?

– Интересный вопрос. Надо же на него искренне отвечать! Мы стараемся успевать за теми изменениями, которые происходят на рынках. Давайте вспомним начало 90-х годов, когда был принят закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на рынках. Тогда еще действовала плановая экономика. В упомянутом законе не было слов «соревнование», а появилось слово «конкуренция»; там не было слов «государственная собственность», а было обозначено равенство различных форм собственности. Дух закона был совершенно новым. Не все воспринимали этот закон. Но прошел год, и люди привыкли к новым реалиям.

Сегодня есть закон о конкуренции. Он тоже нуждается в серьезных поправках. Напомню, что пакет документов уже рассматривался в первом чтении в Госдуме, все необходимые согласования прошли в Правительстве РФ. Осталось рассмотреть наши предложения во втором чтении. Новый закон будет отвечать нынешним реалиям.

Николай СТРЕЛЬЦОВ