Всякий раз подъезжая к Красному Яру, вижу одну и ту же картину:насыпной холм выше леса, а рядом зловещий дымный “гриб” со всполохами прорывающегося огня. Он внезапно вырастает на горизонте, расползаясь затем по всему небу. Местные острословы горько шутят:”Это наша красноярская “хиросима”!” Дышим полной грудью и ровными шеренгами двигаемся к кладбищу.”

К сожалению,они недалеки от истины. Место это – красноярский полигон твёрдых бытовых отходов, а под “скифским” курганом – тонны мусора,присыпанные землёй. Рядом свежая свалка, которая дымит и днём, и ночью в любое время года.

– Она коптит вот уже много лет,-говорит местная жительница Екатерина Ефремова.- Куда мы только не обращались по этому поводу — бесполезно. На школьных уроках стараемся учить детей бережному отношению к природе, а рядом пример полнейшего пренебрежения к матушке-природе и здоровью людей.

Официальная статистика свидетельствует о том,что что ежегодно на свалки и полигоны Ульяновской области поступает более миллиона тонн отходов. Сколько их привозится на красноярский полигон, живущим в этом селе людям не известно. Однако, даже человек без экологического образования понимает, что в той или иной степени нарушается природный ландшаф, загрязняются почва, подземные и грунтовые воды, атмосфера. Существует и реальная опасность загрязнения Волги, от которой свалка Красного Яра находится всего в 700 метрах! А ведь та же проблема обеспечения населения качественной питьевой водой, которая катастрофически остро

стоит в Красноярском поселении, начинается с проблем экологии. Общеизвестно, что по качеству питьевой воды, по большому счету, судят о развитии цивилизации. Нетрудно понять, на какой её ступеньке находимся мы.

В природе всё гармонично. Нарушая эту взаимосвязь, человек подрубает сук,на котором сидит.Но почему мы с упорством маньяков делаем это,словно после нас не жить на этой земле нашим детям и внукам? Что это – головотяпство или привычка жить одним днём? Почему нас не пугает имеющийся налицо эффект бумеранга? Ведь вовсе не случайно в больничных очередях можно встретить немало красноярцев. К слову,часть их (в основном люди старшего поколения), уже даже не обращаются в медучреждения: до Чердаклинской ЦРБ ехать далеко да и накладно, а в городских и

областных клиниках, которые гораздо ближе, принимают только за плату…

Конечно, как ни крути,человек – крупнейший производитель мусора. Однако, мусор этот надо цивилизованно утилизировать. Но никак не сжигать.Ведь даже на “продвинутом” Западе деятельность мусоросжигательных заводов сворачивают. Там давно поняли,что они не рентабельны,а с точки зрения экологии вредны. Да и в России из восьми построенных работают только два подобных предприятия, и то за счет дотаций из бюджета. Самый подходящий вариант – сортировать отходы и потом либо перерабатывать на месте, либо отвозить на специализированные предприятия. Во всем мире проблема управления твердыми бытовыми отходами (ТБО) является

одной из приоритетнейших, занимая в системе городского хозяйства второе место по затратам и инвестициям после сектора водоснабжения и канализации. Вместе с тем, это доходнейшая область бизнеса.

Конечно,мы не повезём свои отходы на переработку в Китай, как это делают американцы, да и немецкий опыт, когда за выданный кредит можно расплатиться мусором: металлом, пластиком, бумагой, текстилем навряд ли у нас будет внедрён в ближайшее время. Но мусороперерабатывающий завод-то построить можно. В средствах массовой информации не раз мелькали сообщения о выделении десятков миллионов на подобные цели,о серьёзных капиталоёмких проектах связанных со строительством сортировочных линий ТБО и дальнейшей переработкой уже отсортированных фракций. Но вот о реализации этих замечательных идей что-то не слышно.

Правда, предпринимательница С.Терешина выразила готовность построить мусороперерабатывающий завод недалеко от Красного Яра, куда поступает мусор из Заволжья. Её поддержала администрации Красноярского сельского поселения. Действительно ли предпринимательница, вначале заявившая о своём намерении создать близ Красного Яра ещё одну свалку,»переориентировалась» и построит завод

по переработке мусора? И когда реально погаснет “красноярская хиросима”?

Неля ИСКАНДЕРОВА