Лики и роспись на стенах Германовской церкви, единственной, сохранившейся в Ульяновске с девятнадцатого столетия, замазывают второй раз за историю ее существования. На этот раз – по распоряжению епархии.

Воскресенская Германовская церковь была отдана под архив в 1931 году волевым решением властей. Когда архив размещался в церкви, на ее стенах еще оставалась роспись и даже иконостас. Орнамент на арках храма сохранился нетронутым до наших дней, но лики святых, видимо по чьему-то указанию, были забелены. Как оказалось, без особого вреда для них.

Сотрудник облархива Антон Шабалкин рассказывает, что в конце восьмидесятых годов во время очередного субботника одна из сотрудниц, заметив на стене пятно, потерла его, и… из-под побелки на стене показался глаз. А потом – и весь образ святого угодника. Вдохновленные находкой архивисты взяли ведра, тряпки и стали оттирать стены. Так по обеим сторонам помещения в полукруглых проемах над окнами обнаружились изображения двенадцати отцов церкви.

– Сказать, кто это, нельзя. Подписи не читаются, – говорит архивист. Только у двух из двенадцати изображений сохранились лица. Видимо ретивые богоборцы в свое время специально соскребали лица со стен.

Оставшиеся с неспокойных постреволюционных времен росписи архив не только сохранил, но и увековечил в фотографиях. Снимки Антон Шабалкин делал на протяжении многих лет, но особенно много фотографировал в 2007 году, когда стало ясно, что облархиву придется уступить церковные площади епархии.

Весной и летом нынешнего года в Германовской церкви развернулись активные ремонтно-реставрационные работы, которые пока в основном сводятся к малярным.

– Росписи на стенах храма заштукатуривают и забеливают. Из двух ликов святых один теперь можно узнать только по нимбу и неясным очертаниям, изображение лица тщательно содрано со стены, рассказывает архивист.

В областном комитете по охране культурного наследия говорят, что росписи забеливают без разрешения, вопреки договоренности с епархией сначала их законсервировать, а потом отреставрировать.

В минувший понедельник в ходе пресс-конференции по поводу открытия в Ульяновске памятника святым Петру и Февронии архиепископу Симбирскому и Мелекесскому Проклу был задан вопрос, почему работы в Германовской церкви идут вразрез с позицией Комитета. Ответ владыки публикуем дословно: – Дело заключается в том, что эти росписи, которые были чуть-чуть заметны, перефотографированы. И это была роспись, не представляющая исторической ценности. Абсолютно. Поэтому со временем он будет расписан.

Все будет зависеть от тех средств, которые мы будем иметь. Понимаете, учитывая то, что мы сегодня не имеем целевых средств, мы лишены возможности их восстанавливать. А оставлять в таком виде, в каком они есть, что их, знаете, надо рассматривать под микроскопом, не имеет никакой целесообразности. И искусствоведы, которые их смотрели, тоже пришли к такому умозаключению. Расписан он был неквалифицированным мастером.

Между тем, документы о Германовском храме, которые сохранились в архиве, свидетельствуют, что реставрацию росписи церкви перед первой мировой войной делал мастер знаменитой на всю Россию палехской школы иконописи – богомаз Иван Васильевич Белоусов. Впрочем, и высказывание владыки не дает четкого представления о том, что же все-таки послужило главной причиной уничтожения старой росписи храма – отсутствие какой-либо ценности или недостаток средств на реставрацию.

Наблюдатели склоняются ко второй версии, полагая, что архиепископ торопится открыть Германовскую церковь прежде, чем Алексий Скала построит храм на улице 12 Сентября.

Если так, то благие намерения владыки сохранить и восстановить наследие православного Симбирска, о которых он не раз заявлял, разбиваются о вопрос политический… Накануне выхода номера заместитель председателя областного комитета по охране культурного наследия Любовь Еремина в коротком телефонном интервью «СК» сказала, что во вторник в комитет поступил очередной сигнал о том, что в Германовской церкви забеливают роспись. В среду там с неплановой проверкой должен был побывать сотрудник комитета. Если факт уничтожения росписи подтвердится, то будут приняты соответствующие меры. Вплоть до подачи иска в суд. Любовь Еремина сказала, что роспись относится к предметам охраны церкви. Она не подлежит ремонту, только реставрации. Проектом закрашивание росписей не предусмотрено, разрешения на это никто не давал.

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.