Главврачам медучреждений грозят проверками и увольнениями. Минздрав изловчился во главу этой акции поставить губернатора Сергея Морозова. Пришло время кому-то ответить за реформу, которую наспех замутил министр Федор Прокин: с 1 января нынешнего года областное здравоохранение перешло на одноканальную систему финансирования и отраслевую оплату труда разом.

На прошлой неделе, в четверг, губернатор пришел на заседание в ЗС сразу после совещания с медиками. Он был настолько возмущен, что отклонился от регламента и начал рассказывать депутатам о беспределе, творящемся в здравоохранении: качество оказания медицинской помощи безобразное, зарплаты возмутительные, поскольку медики набрали себе по четыре-пять ставок. Губернатор сулил главврачам большую разборку.

Как выяснилось, главу региона завел доклад и.о. министра Валентины Карауловой, который изобиловал цифрами фантастическими: рост зарплаты у медиков вместо запланированных тридцати процентов достиг ста. У врачей зарплата выросла до 45 тысяч рублей, у медсестер – до 35 тысяч, у санитарок – до 14, у прочего персонала – до 17 тысяч рублей, цитирует Караулову официальная газета (журналисты других СМИ на совещание в облбольнице допущены не были).

Эффект от этого сенсационного заявления подкрепили цифры в процентном выражении: в среднем по области учреждения здравоохранения на зарплату тратят 72 процента от общего объема финансирования (а должны только 57 процентов). И это на фоне жесткого дефицита средств на медикаменты, питание больных и мягкий инвентарь. То есть, по Карауловой, получалось, что медики занялись едва не грабежом: набивают карманы деньгами, обирая больных.

Сталкивать врачей с населением – дальше уж некуда, говорят врачи, ощутившие на себе резонанс после обнародования выдержек из доклада и.о. министра. Медики не представляют, из каких данных в министерстве сложили такие цифры. В стационарах города средняя зарплата – 9-11 тысяч рублей, в поликлиниках и до восьми не везде дотягивает. В связи с переходом на одноканальную отраслевую оплату труда, действительно, поднялись зарплаты у среднего и младшего медицинского звена. У санитарок заработки выросли вдвое, у медсестер – практически сравнялись с врачами.

– Цифры, которые озвучила Караулова в докладе, нереальные. В городе таких заработков нет. По информации Минздрава, средняя зарплата в БСМП составляет 16 тысяч рублей. Столько могут получать только хирурги высшей квалификации, да и то в самом лучшем случае. Это потолок, – говорит депутат ЗС и практикующий хирург БСМП Алексей Куринный.

О том, что лечебным учреждениям катастрофически не хватает средств на медикаменты и питание больных, Алексей Куринный, его коллеги по ЗС Александр Кругликов, Вячеслав Алексейчик и депутат Госдумы Алексей Корниенко письменно сообщили губернатору, мэру и руководителю Росздравнадзора по Ульяновской области еще второго апреля («СК» за 4 апреля). В обращений депутатов – ошеломляющие факты: программа госгарантий оказания жителям области бесплатной медицинской помощи принята с дефицитом около тридцати процентов (1,3 миллиарда рублей), затраты на медикаменты на одного больного, занимающего бюджетную койку, составляют от 9 до 27 рублей, затраты на питание -от 16 до 28 рублей в сутки. Финансирование лекарственного обеспечения в ряде городских стационаров сократилось втрое, поступающих средств едва хватает на выплату зарплаты. В рамках оптимизации по рекомендации профильного министерства сокращаются составы дежурных бригад… Депутаты предлагали ряд мер для исправления сложившейся ситуации.

– На наше обращение мы получили ответ из мэрии с обещанием добавить какие-то средства здравоохранению и ответ из Минздрава, суть которого сводилась к тому, что у нас все хорошо, – говорит Алексей Куринный.

Признать факты, изложенные в обращении депутатов, для Минздрава было равнозначно признанию провала затеянных реформ.

– Денег в системе не меньше, чем в прошлом году, но они неравномерно распределены: где-то жирно, где-то ничего нет. На одну и ту же услугу расценки разнятся на пятьсот -шестьсот рублей. Почему – непонятно, – говорит Куринный. – Причем пострадали крупнейшие медицинские учреждения города. Еще в апреле мы предлагали дифференцировать тариф для медицинских учреждений в зависимости от уровня и качества оказываемой помощи…

Минздрав же корень всех бед видит в главврачах: вроде как это они ошалели от предоставленной свободы. Губернатора, вероятно, заранее подвели к такому раскладу, иначе как объяснить, что он с ходу занял позицию Карауловой, а первую жертву назвал прямо в ходе совещания. Ею оказался главврач больницы имени Карамзина.

Вопрос об управленческих просчетах Минздрава даже не ставится. О пересмотре тарифа на оказание медицинских услуг – тоже.

Меры по улучшению ситуации в областном здравоохранении свели к лишению врачей финансовых полномочий, требованию от них расчета по долгам за медикаменты и продукты. А в целом – к массовым разборкам, вплоть до увольнения. Вот такой рецепт для оздоровления здравоохранения.

И, наконец, из истории вопроса: 4 сентября прошлого года было подписано соглашение о вступлении областного здравоохранения в реформы. Пресс-служба облправительства цитировала профильного министра Федора Прокина: «Подушевой норматив на каждого жителя региона вырастет, как минимум, в три раза. Сегодня в среднем на одного пациента выделяется порядка четырех тысяч рублей, в 2009-м году – в связи с переходом на одноканальное финансирование – ожидается сумма в 12 тысяч рублей. Это будет лучший показатель в Приволжском федеральном округе». Из того же пресс-релиза следует, что губернатор оптимизм министра разделял вполне.

Федор Прокин на подмостках областного Минздрава порхнул бабочкой-однодневкой (назначен был 30 июля 2007 года и в марте 2009-го фактически отошел отдел), но ему и этого хватило, чтобы замутить в региональном здравоохранении двойную реформу. (Например, в Перми только к переходу на «одноканалку» готовились четыре года.)

Валентина Караулова, появившаяся в министерстве всего полгода как, теперь сечет врачей региона за провал прожектов Прокина… И опять же апеллирует к поддержке губернатора.

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.